Оглавление
- Ссылки
- править Инциденты
- Награды
- Корпоративные данные
- Собственники и руководство
- Слияния и поглощения
- Показатели деятельности
- Деятельность
- Операционные показатели
- Финансовые показатели
- Состав группы компаний
- О нас
- Когда и как образовалась
- Секреты экономии
- Общая информация
- править Маршрутная сеть
- История
- Основание
- Ребрендинг и дальнейшее развитие
- Примечания
- Первым делом самолеты
- История авиакомпании S7 Сибирь
- Воздушный флот и маршрутная сеть
- Впереди гигант, сзади пропасть
Ссылки
S7 Airlines на Викискладе |
- (рус.) (англ.)
Авиакомпании России |
|
---|---|
Магистральные |
|
Региональные |
|
Местные |
|
Чартерные |
|
Грузовые |
|
Специальные |
|
Упразднённые | Авиакультура Авиалинии Дагестана Авиалинии Мордовии Авиалинии Чувашии Авианова Авиапрад Авиаприма Ак Барс Аэро Алроса-Авиа Аркаим Атлас Джет АэроБратск Аэролимузин Аэрофлот-Карго Байкал Башкирские авиалинии Башкортостан Бурятские авиалинии Былина ВИМ-Авиа Владивосток Авиа Внуковские авиалинии Волга-Авиаэкспресс Грозный Авиа Дальавиа Даурия Дерулюфт Джеталлианс Восток Добролёт Домодедовские авиалинии Донавиа Интеравиа ИркутскАвиа Кавминводыавиа Камчатские авиалинии КД авиа Когалымавиа Континент Красноярские авиалинии (KrasAir) Кубань Лайт Эйр Мавиал Москва (Атлант-Союз) Московия Новгородавиа Новосибирск Авиа Омскавиа Оренбургские авиалинии Пермские авиалинии Полёт Пулково Регион-Авиа Самара Саратовские авиалинии Сахалинские авиатрассы Северо-Западная база авиационной охраны лесов Сибавиатранс Татарстан Томск Авиа Трансаэро Центр-Юг Черномор Авиа Эйр Самара Эльбрус-Авиа ЮТэйр-Экспресс Як Сервис Sky Express |
Члены Oneworld |
|
---|---|
Постоянные |
|
Аффилированные |
|
Бывшие |
|
править Инциденты
С авиакомпанией «Сибирь» (S7) связано наибольшее число лётных инцидентов за новейшую историю России. Всего жертвами данных инцидентов стало 247 человек.
Самые крупные лётные инциденты с участием авиакомпании S7:
→ Катастрофа рейса 1812 над Чёрным морем
- 4 октября 2001 — над Чёрным морем украинской ракетой был сбит Ту-154М, следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Погибли 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
- 24 августа 2004 — в Ростовской области в результате террористического акта разбился пассажирский самолёт Ту-154Б2, следовавший рейсом 1047 Москва — Сочи. Самолёт был подорван шахидкой, которая без особых затруднений и при полном попустительстве службы безопасности смогла попасть на борт воздушного судна. Всего погибло 51 человек, включая 8 членов экипажа. Самолёт был заполнен менее, чем на 1/3. Безопасность на авиарейсе обеспечивала дочерняя компания аэропорта «Домодедово» — ЗАО «Истлайн авиейшн секьюрити»[14]. Одним из виновых был признан сотрудник авиакомпании Николай Коренков, осуждённый Домодедовским райсудом на 1,5 года за коммерческий подкуп[15].
- 9 июля 2006 — в Иркутске при посадке потерпел крушение пассажирский самолёт Aэробус А-310, следовавший рейсом 778 Москва — Иркутск. Всего Погибло 122 человека[16].
(по данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), — 125 человек). Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) провела расследование, её заключение:Причиной катастрофы самолета А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь» явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. Самолёт на большой скорости выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, столкнулся с бетонным ограждением и строениями, разрушился и сгорел.
Награды
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
«S7 Airlines» неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов, выставок и наград.
- В 2001 году генеральный директор авиакомпании Владислав Филёв был признан лучшим менеджером года в воздушном транспорте России[42].
- На международной туристической ярмарке MITT-2002 в Москве «Сибирь» была признана лучшей авиакомпанией России[43].
- В 2003 году «S7 Airlines» первой из российских авиакомпаний стала лауреатом премии «Flight International Aerospace Awards» британского журнала «Flight International» в номинации «Корпоративная стратегия»[2].
- В феврале 2004 года получила награду американского журнала «Air Transport World magazine» в номинации «Лидеры рынка»[2].
- В 2007 году авиакомпания стала победителем ежегодной национальной премии «Народная марка /Марка № 1 в России»[2].
- В 2011 году авиакомпания стала победителем ежегодной Национальной авиационной премии «Крылья России» в номинации «Российская авиакомпания года — лидер в развитии Интернет-технологий — по выбору пассажиров»[44].
- В 2014 году стала победителем в номинации «Сервис на земле и в небе (российская авиакомпания)» национальной премии за открытия в области путешествий «Моя планета»[45].
- В 2014 году S7 Airlines получила сразу две награды в рамках фестиваля рекламы «Каннские львы — 2014». Приложение для iPhone «Catch-a-Plane» было удостоено серебряной награды фестиваля в номинации Mobile, а рекламная кампания S7 Airlines «Москва — Киев»[46] была получила бронзовую награду фестиваля в номинации «Наружная реклама»[47].
- В 2015 году авиакомпания S7 Airlines стала победителем ежегодной Национальной авиационной премии «Крылья России» сразу в трёх номинациях: «Авиакомпания года за достижения в области авиаперевозок на внутренних воздушных линиях», «Лучшая бизнес-стратегия» и «Электронная коммерция». Дочерняя авиакомпания «Глобус» стала дипломантом премии «Крылья России» в номинации «Авиаперевозки на международных воздушных линиях»[48].
- В 2015 году авиакомпания получила сразу три награды на Каннском фестивале рекламы. S7 Airlines получила две бронзовые награды в категории «Cyber» в номинациях «Interfaces & Navigation» и «Live digital» за проект «Imagination Machine»[49]. Также S7 Airlines стала обладателем Серебряного Льва за видеоролик #ХОЧУТУДАГДЕ[50] в самой престижной номинации «Film Lions»[51].
- В ноябре 2015 года авиакомпания S7 Airlines стала обладателем премии National Geographic Traveler Awards 2015 в номинации «Лучшая российская авиакомпания»[52].
- В 2016 году авиакомпания S7 Airlines стала победителем ежегодной Национальной авиационной премии «Крылья России» сразу в двух номинациях — «Внутренние авиаперевозки» и «Электронная коммерция». Кроме того, авиакомпания стала дипломантом премии в номинации «Международные авиаперевозки»[53].
- В 2016 году авиакомпания S7 Airlines получила премию Business Traveller Russia and CIS Awards за лучшую программу лояльности S7 Priority[54].
- В 2017 году авиакомпания S7 Airlines получила премию Skyway Service Award сразу в трех номинациях – «Лучшая авиакомпания в категории эконом-класс, внутренние регулярные перевозки», «Лучшая программа лояльности для пассажиров» и «Лучшие он-лайн сервисы для клиентов»[55].
- В 2017 году авиакомпания S7 Airlines заняла первое место в рейтинге лучших российских авиакомпаний по соотношению цена-качество, составленном журналом Forbes[56].
- В 2018 году авиакомпания S7 Airlines получила премию Skyway Service Award сразу в трех номинациях – «Лучшая авиакомпания в категории эконом-класс, внутренние регулярные перевозки», и «Лучшие онлайн-сервисы для клиентов» .
Корпоративные данные
Один из офисов S7 в Иркутске
Собственники и руководство
Контрольный пакет акций ПАО “Авиакомпания «Сибирь», а это 71,3 %, принадлежит группе компаний S7 Group. Государство продало свои 25,5 % ЗАО «Группа компаний С7» 30 мая 2013 г., сделка подлежит оформлению распоряжением Правительства России[12]. Остальные акции у менеджмента «S7 Airlines»[13].
12 мая 2009 года совет директоров авиакомпании назначил новым генеральным директором авиакомпании «Сибирь» Владимира Объедкова. До него этот пост занимал Владислав Филёв, являющийся ныне совладельцем и гендиректором материнской компании S7 Group[14].
Слияния и поглощения
В 2002 году авиакомпания «Сибирь» получила контроль над ОАО «Внуковские авиалинии», в результате чего расширила сеть маршрутов из Москвы. В этом же году авиакомпания купила контрольный пакет акций авиакомпании Армавиа, перепродав его затем в 2005 году[источник не указан 789 дней].
В 2008 году в агентство по управлению госимуществом Австрии (OeIAG) было направлено предложение по покупке 43 % Austrian Airlines. Если сделка была бы заключена, российская авиакомпания получила бы в аэропорту Вены дополнительно 3 млн пассажиров в год[15]. Однако сделка для S7 сорвалась из-за того, что компания не успела вовремя сдать документы. В результате, Austrian Airlines были приобретены Lufthansa[16].
Кроме того, авиакомпания «Сибирь» участвовала в объявленном в июне 2014 года тендере на покупку терпящей убытки кипрской авиакомпании Cyprus Airways. Заявка S7 Airlines была отклонена, а на финальный этап тендера были допущены греческая Aegean Airlines и ирландская Ryanair[17].
Логотип компании в 2008—2015 годы
20 октября 2015 года гендиректор и совладелец группы компаний S7 Group Владислав Филёв и крупнейший акционер авиакомпании Трансаэро, терпящей на тот момент времени проблемы, Александр Плешаков подписали соглашение о продаже акционерам S7 контрольного пакета («не менее 51 %») акций Трансаэро[10]. Сообщалось, что новые владельцы постараются избежать банкротства Трансаэро. В Минэкономразвития предложили отдать S7 маршрутную сеть Трансаэро[18]. Однако впоследствии сделка сорвалась, по словам совладельца S7 Group Наталии Филёвой, из-за того, что акционеры Трансаэро не смогли собрать контрольный пакет акций, который не обременён обязательствами перед третьими лицами[19].
2 марта 2016 года совладелец S7 Group Владислав Филёв заявил о планах создать на Кипре авиакомпанию Charlie Airlines для полётов в Европе[20]. S7 будет принадлежать около 40 % нового перевозчика. По другим данным, компания будет принадлежать лично супругам Владиславу и Наталии Филёвым[21]. До конца 2016 года новой авиакомпании должны быть переданы два самолёта Airbus A319-100[22]. На данный момент выполняются регулярные рейсы под брендом Cyprus Airways.
Показатели деятельности
Ниже представлены производственные и финансовые показатели S7 Airlines (не включая авиакомпании Глобус) начиная с 2011 года:
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Перевезено пассажиров, млн чел. | 5,128 | 6,351 | 7,085 | 7,938 | 8,207 | 9,509 | 9,948 |
— на внутренних рейсах, млн чел. | 3,548 | 4,010 | 4,385 | 5,093 | 5,526 | 6,673 | 6,881 |
— на международных рейсах, млн чел. | 1,580 | 2,341 | 2,700 | 2,845 | 2,681 | 2,836 | 3,067 |
Занятость кресел, % | 75,6 | 80,1 | 80,9 | 80,0 | 80,3 | 85,2 | 85,3 |
Выручка, млрд руб. | 45,264 | 55,864 | 62,721 | 70,706 | 82,215 | 108,111 | 117,722 |
Чистая прибыль, млн руб. | 734 | 546 | 702 | 868 | 923 | 2,896 | 4,432 |
Число работников | — | 2,507 | 2,711 | 2,672 | 2,752 | 2,571 | 2,878 |
Число самолётов (на конец года) | — | 38 | 43 | 45 | 45 | 46 | 62 |
Источник | [23] | [23] | [24] | [25] | [26] | [27] |
Деятельность
Операционные показатели
В 2008 году авиакомпании, входящие в «S7 Group», перевезли 6 489 303 пассажиров и 43 652 тонн почты и груза. Коэффициент занятости пассажирских кресел — 79,3 %.
За 2009 год «S7 Group» перевезла 5 633 971 пассажиров, груза и почты — 40 583 тонн. В среднем падение по сравнению с предыдущим 2008 годом составило около 10 %. Коэффициент занятости пассажирских кресел упал на 2,4 % и составил 76,9 %. Несмотря на падение показателей, «S7» удержалась на втором месте по количеству перевезённых пассажиров на российском рынке авиаперевозок[13].
В 2014 году авиакомпании группы перевезли 10,06 млн пассажиров, а совокупная выручка за 2014 год составила 86,1 млрд рублей, из них чистая прибыль — 1,39 млрд рублей[5].
Финансовые показатели
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, его. |
Состав группы компаний
- Авиакомпания «Сибирь» — крупный российский авиаперевозчик, выполняющий рейсы под брендом «S7 Airlines».
- Авиакомпания «Глобус» — дочерняя авиакомпания «S7 Airlines».
- «S7 Charter» — дочерний чартерный перевозчик «S7 Airlines».
- Туристическое агентство «S7 Tour».
- Агентство продаж авиабилетов «S7 Ticket».
- Служба сервисного обслуживания в аэропортах «S7 Service».
- Служба технического обслуживания воздушных судов «S7 Engineering».
- Служба грузовых перевозок «S7 Cargo».
- Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Sibir Technics»[14].
- Авиационный учебный центр «S7 Training».
- IT подразделение «С 7 Информационные технологии».
- Владелец плавучего космодрома «Морской старт» и наземного «Наземный старт» — «».
О нас
- Полеты с нами
- Акции
- Деловой проездной
- Групповая перевозка
- Для бизнеса
- Бизнес кабинет
- S7 Profi
- S7 Corporate
- Услуги S7
- Регистрация на рейс
- Летающие конверты
- Отчетные документы
- Информация
- Система тарифов
- Расписание
- Табло рейсов
- Тарифы и условия
- Путешествия с детьми
- Норма багажа
- Выбор места на борту
- Карта полётов
- Правила перевозок
- Способы оплаты
- Полезные советы
- Особые категории пассажиров
- О нас
- О компании
- Офисы и представительства
- Вакансии
- Закупки
- Инвесторам
- Альянс oneworld
- Авиакомпании-партнёры
- Наш флот
- Конфиденциальность
- Новости
- Блог S7 Airlines
- S7 Priority
- О программе
- Новости
- Правила программы
- Статусы и привилегии
- Восстановление миль
- Копить мили
- Тратить мили
- Покупка миль
- Перевод миль
- Благотворительность
- Партнёры программы
- Подарочные сертификаты
- Клиентская поддержка
- На борту
- Классы обслуживания
- Специальное питание
- Услуга «Extra Space»
- Журналы S7
- В аэропорту
- Розыск багажа
- Бизнес-залы
- Трансферный багаж
- Повышение класса
- Вопросы и ответы
- S7 Priority
- S7 Profi
- Бронирование
- Управление бронированием
- Регистрация на рейс
- Перед полётом
- Багаж
- Важная информация
- В аэропорту
- В полёте
- О компании
- Важная информация
- Личный кабинет
- Мой профиль
- Мои мили
- Мои путешествия
- Мои данные и предпочтения
- Мои попутчики
- Восстановление миль
- Отслеживание запросов
Когда и как образовалась
В далеком 1957 году был совершен первый перелет “Новосибирск — Москва”. Эта дата стала фактически датой основания Толмачевского авиаотряда. Через 35 лет именно на базе этого авиаотряда была организована компания “Сибирь”.
О компании в цифрах и фактах.
В 2001 году компания получила свой код по ИАТА. А еще через год на ее базе была создана группа компаний S7. В связи с этим был изменен и дизайн самолетов.
В этом же году “Сибирь” приобрела “Внуковские авиалинии”, став таким образом второй самой крупной авиакомпанией в России и первой по количеству рейсов по стране.
Спустя 4 года она ввела систему продажи билетов через Интернет, став первой в этой области российской компанией.
В 2010 году S7 вступила в альянс Oneworld. Это дало ей возможность сотрудничать с мировыми авиалиниями.
В 2016 году у S7 снова появилось нововведение в виде технологии продаж NDC — New Distribution Capability. Смысл ее в том, что связь между агентствами и самой авиакомпанией производится через специальную систему — S7 Agent API. Только 20 авиалиний в мире использует ее.
Стюардессы S7 Airlines.
Секреты экономии
Отказ от российских самолетов дал S7 как минимум двойную экономию на топливе. Расход топлива на Ту-154 составлял 5,6 т на один летный час, а на Airbus A320 – 2,7 т.
По данным «Сибири», в 2005 г. доля расходов на топливо в себестоимости составляла 51%, к 2006 г. ее удалось сократить до 40% за счет новых «иномарок». К 2016 г. затраты на топливо в группе S7 составляют всего 24%, сообщил представитель компании.
Двойную экономию компании обеспечила и собственная техническая база в Москве, Новосибирске и Минеральных Водах, которую группа создавала несколько лет. «Если бы у S7 не было своей технической базы, самолеты пришлось бы обслуживать за рубежом, а это означает валютные расходы. По примерной оценке, расходы могли быть в два раза больше», – говорит знакомый Филевых. Точные расходы он не раскрывает. Объем экономии можно оценить по данным, обнародованным «Уральскими авиалиниями». Компания в годовом отчете сообщила, что создание собственного технического центра в 2014 г. позволило ей экономить до 4 млн руб. на каждом с-check самолета A320 – «большом» техосмотре, проходящем в среднем каждые полтора года или 4000 налета.
S7 Airlines применяет собственную систему управления рисками, в которую в том числе входит и единственная в России полностью автоматизированная система планирования рабочего времени летного и кабинного экипажей, рассказывает представитель компании. Эта система позволяет с точностью до минуты соблюдать все нормы по налету и времени отдыха и при этом уменьшать количество экипажей, необходимых для выполнения полетов. Кроме того, система позволяет не держать отдельный штат экономистов, кадровых работников и др. для обработки информации и бумажного документооборота в компании.
В «Сибири» всегда занимались развитием сервиса, электронных продаж и выигрывали на мелочах, рассуждает Горин.
В декабре 2015 г., в самый тяжелый для рынка момент, они первыми из конкурентов ввели так называемый безбагажный тариф и привлекли внимание пассажиров, желающих сэкономить, приводит пример Горин. Действительно, предложение слетать, например, из Москвы в Сочи и обратно за 5000–6000 руб
на фоне средних на тот момент 10 000 руб. оказалось привлекательным.
Или еще, казалось бы, мелочь, но высоко оцененная контрагентами «Сибири»: компания берет за продажи на своем сайте агентский сбор в 100 руб., что позволяет и агентам брать такой же сбор с билетов – т. е., учитывая тенденцию к полной отмене комиссии за продажу авиабилетов, зарабатывать больше, чем на билетах других авиакомпаний, рассказывает Горин.
S7 ценит агентов, но много вкладывает в развитие своей электронной системы: в результате у нее самая высокая доля собственных продаж при реализации билетов через интернет, говорит человек, близкий к группе. По его данным, компания продает через свой сайт 33% электронных билетов, тогда как у «Аэрофлота», например, этот показатель на уровне 25–27%.
Общая информация
S7 осуществляет и рейсы по России, и зарубеж. У нее есть хабы в аэропорту “Толмачево”, в Новосибирске, и в “Домодедово”, в Москве. Дополнительные хабы есть во Владивостоке, Иркутске, Красноярске, .
Самолет S7 Airlines.
Штаб-квартира находится в городе Обь, в Новосибирской области. Это недалеко от аэропорта “Толмачево”.
Совместно с компанией “Глобус” она образует целый холдинг под общим брендом S7. Он специализируется не только на обслуживании рейсов, но и на ремонте воздушных судов, подготовке летного персонала, продаже туров. И это еще малая часть того, чем занимается эта фирма.
Слоган S7 Airlines: “Мы летаем для вас!”
Она является номинантом и лауреатом многих престижных премий, как российского, так и мирового масштаба.
Имеет представительства и офисы во многих городах и странах мира.
править Маршрутная сеть
3 А-320 а/к S7
Из Москвы (аэропорт Домодедово), главный хаб:[7]
- Российская Федерация:
- Анапа;
- Астрахань;
- Барнаул;
- Братск;
- Владивосток;
- Владикавказ;
- Волгоград;
- Екатеринбург;
- Иркутск;
- Казань;
- Кемерово;
- Краснодар;
- Красноярск;
- Махачкала;
- Минеральные Воды;
- Надым;
- Нижневартовск;
- Нижний Новгород;
- Новокузнецк;
- Новосибирск;
- Новый Уренгой;
- Омск;
- Пермь;
- Ростов-на-Дону;
- Самара;
- Санкт-Петербург;
- Сочи;
- Томск;
- Улан-Удэ;
- Уфа;
- Хабаровск;
- Челябинск;
- Чита
- Австрия: Инсбрук;
- Азербайджан: Баку;
- Армения: Гюмри, Ереван;
- Болгария: Бургас, Варна;
- Германия: Ганновер, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне;
- Грузия: Батуми, Кутаиси, Тбилиси (рейсы не выполняются с начала войны в Южной Осетии);
- Ирландия: Дублин;
- Испания: Тенерифе;
- Казахстан: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск;
- Киргизия: Ош;
- Молдова: Кишинёв;
- Таджикистан: Худжанд;
- Таиланд: Бангкок (с декабря 2008 г.)
- Туркменистан: Ашхабад;
- Узбекистан: Ургенч;
- Украина: Донецк (выполняется авиакомпанией «Донбассаэро»), Киев, Симферополь;
- Черногория: Тиват, Подгорица
Из Москвы (аэропорт Внуково):[8]
- Благовещенск;
- Якутск.
Из Новосибирска:
- Анапа
- Бангкок
- Владивосток
- Ганновер
- Дубай
- Иркутск
- Краснодар
- Магадан
- Москва
- Пекин
- Петропавловск-Камчатский
- Санкт-Петербург
- Санья
- Сеул
- Сочи
- Ташкент
- Урумчи
- Франкфурт-на-Майне
- Хабаровск
- Чита
- Южно-Сахалинск
- Якутск
Из Иркутска:
- Россия: Владивосток, Магадан, Москва, Новосибирск, Якутск
- Китай: Далянь, Пекин, Шеньян
- Таиланд: Бангкок
- Турция: Анталия
- Узбекистан: Ташкент
Из Красноярска
- Москва
- Новосибирск
- Норильск
Из
- Москва
- Душанбе
- Худжанд
История
Основание
Ту-204-100 авиакомпании «Сибирь», 2003 год
В 1957 году с военного аэродрома в Новосибирской области, будущего аэропорта Толмачёво[2] был совершён первый гражданский рейс по маршруту Новосибирск — Москва на самолёте Ту-104. Это событие считается рождением Толмачёвского объединенного авиаотряда[3].
Спустя 35 лет — в 1992 году — на базе Толмачёвского объединенного авиаотряда была образована государственная авиакомпания «Сибирь»[2]. В 1994 году компанию приватизировали. С 2001 года велись переговоры о продаже государственного пакета акций «Сибири» (25,5 %), но покупателей так и не находилось[4]. Тогда же «Сибирь» получила международный код ИАТА.
В 2001 году авиакомпания «Сибирь» стала действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта IATA[5]. Тогда же компания купила авиакомпанию «Внуковские авиалинии» и стала второй по величине авиакомпанией России и первой по объёму перевозок на внутренних линиях[6].
Ребрендинг и дальнейшее развитие
Переломным годом для «Сибири» стал 2008-й: на её базе и структурных подразделений была создана группа компаний «S7 Group», проведён ребрендинг и смена раскраски фюзеляжей самолётов[7].
15 ноября 2010 года S7 Airlines вместе со своей сестринской авиакомпанией Глобус вступила в международный авиационный альянс Oneworld, что позволило авиакомпании продавать билеты по код-шеринговому партнерству с ведущими авиакомпаниями мира[1].
В 2011 году государство вновь трижды выставляло свой пакет акций S7 Airlines на аукционы, но все они не состоялись в связи с отсутствием претендентов на покупку. Эксперты объясняли неудачи в приватизации пакета тем, что для портфельных инвесторов он не интересен вследствие высокой стартовой цены (1,8 — 2,9 млрд руб.), а для стратегических — из-за размера пакета, не дающего права реального влияния на управление авиакомпанией[8].
В мае 2013 года S7 Group одержало победу в тендере по покупке госпакета акций авиакомпании «Сибирь», предложив за 25,5 % акций перевозчика 1 млрд 133 млн руб[9].
Boeing 737-800 S7 Airlines в цветах Oneworld
21 октября 2015 года совладелец S7 Group Владислав Филёв подписал соглашение о покупке не менее 51 % акций Трансаэро. По словам самого Филёва целью покупки стало предотвращение банкротства Трансаэро, терпящей финансовые проблемы с конца 2014 года[10]. Впоследствии Владислав Филев отказался от этой сделки.
В 2016 году S7 Airlines первая среди российских авиакомпаний внедрила новейшую технологию продаж NDC (New Distribution Capability), разработанную Международной ассоциацией воздушного транспорта. Связь между авиакомпанией и агентствами осуществляется посредством инструмента, разработанного S7 Group в соответствии со стандартами IATA NDC и получившего название S7 Agent API. Первые билеты с использованием стандартом NDC S7 Airlines продала в марте 2016 года.
По состоянию на июль 2016 года протоколом NDC пользуются всего около 20 авиакомпаний мира[11].
В начале 2017 года S7 начала полеты своего первого регионального самолета Embraer E170LR. Авиакомпания получила лайнер в обновленной ливрее, разработанной британским агентством Landor. Данная ливрея также была нанесена на новые лайнеры . Таким образом, авиакомпания начала новый этап ребрендинга. Смена ливрей идет параллельно с обновлением флота.
Примечания
Первым делом самолеты
Представитель S7 говорит, что на вопросы про эффективность нет простого ответа, и напоминает про рутинную ежедневную работу по управлению тарифами, эффективному использованию самолетов и оптимизации бизнес-процессов.
S7 принципиально берет самолеты только в операционный лизинг, а не в финансовый, предусматривающий переход судна к плательщику по завершении платежей. И тем более не приобретает их в собственность.
«Самолеты – это не автомобили, которые теряют в стоимости сразу после выезда из автосалона. Здесь все намного сложнее, – рассказывает знакомый акционеров S7. – При доступе к большим финансовым ресурсам и при административной поддержке легко набрать большой парк, но при этом сделать много критических ошибок. Как это произошло с «Трансаэро». Эта авиакомпания брала самолеты в финансовый лизинг, ее лизинговый портфель составлял около $4,5 млрд, но продать самолеты компании сейчас можно лишь за несколько сотен миллионов долларов.
Транспорт
Как брокер стал авиатором
Собирать авиапарк совладельцу группы S7 Владиславу Филеву помогали акционеры «Еврофинансов», «Росавиаконсорциума» и аэропорта «Домодедово»
«Прогнозирование остаточной стоимости самолета является ключевым при его покупке», – продолжает собеседник «Ведомостей». Самолет правильного типа даже через 12 лет эксплуатации будет стоить столько же, сколько при покупке. А неправильного – уже при выходе от производителя не стоить тех денег, которые за него заплачены.
К неправильному типу знакомый Филевых относит Sukhoi Superjet 100, Airbus-340 и Boeing 747-400. Дело в том, что новые, более экономичные Boeing 787 и А350 «убили» своих предшественников, включая даже Boeing 777, считавшийся несколько лет назад лучшим пассажирским самолетом в мире. Правильным самолетом в S7 считают, например, Аirbus-320, цена на которые не снижается уже 15 лет.
Старшая дочь Филевых Татьяна, сейчас работающая вице-президентом S7 по маркетингу, в 2010 г. закончила мехмат МГУ. Ее диплом как раз был посвящен теме, как угадать стоимость самолета, говорит собеседник «Ведомостей». Двумя годами ранее младшая Филева прошла практику в люксембургской PK AirFinance (структура одной из крупнейших авиализинговых компаний GECAS), где ежедневно проводила математический анализ прогнозной стоимости самолетов и акций авиакомпаний. В итоге Филевы решили, что хорошо зарабатывать на перепродаже самолетов можно только при заказе от нескольких сотен судов. Поэтому и не стоит рисковать, объясняет другой их знакомый.
Вместо этого бизнесмены оптимизировали расходы на самолеты. В течение всей жизни воздушного судна авиаперевозчику требуется создавать резерв для его обслуживания: «пролетел он час, ты обязан отложить деньги». В «Сибири» научились экономно расходовать этот резерв. «Это и есть главные деньги в авиации», – уверен знакомый Филевых.
Кроме того, критически важен налет самолета. По словам собеседника «Ведомостей», Филев приводит обычно такие расчеты: при лизинговом платеже в $400 000 в месяц самолет авиакомпании условно может налетать 200, 300 или 400 часов. А может и вовсе ничего не налетать, если вдруг не хватит летчиков или понадобился ремонт. При налете в 200 часов каждый час обойдется в $2000 лизинговых платежей, при налете в 400 часов – всего в $1000
«Не важно, за сколько ты взял самолет в лизинг, важно, сколько он сможет налетать», – делает вывод собеседник «Ведомостей». В условном рейсе протяженностью два часа в самолете на 160 кресел при налете в 200 часов себестоимость одного кресла в час составит $25
У Филевых с налетом в 400 часов – $12,5. «Вот на сэкономленные $12,5 Филевы и живут», – шутит их знакомый.
«Знаете, почему «Сибирь» остается в более дорогом аэропорту «Домодедово», а не перебазируется во «Внуково», где обслуживание дешевле?» – спрашивает один из авиационных аналитиков. Филев давно научил «Домодедово» готовить прибывшие самолеты к вылету за 40 минут. А это влияет на частоту полетов и затраты.
S7 летает как минимум больше всех в России и Европе, уверен знакомый Филевых. «В Европе полеты ночью запрещены, и там самолеты стоят восемь часов, тогда как в России летают круглые сутки. В этом нам повезло», – продолжает собеседник «Ведомостей». Большому налету самолетов помогает и небольшой по сравнению с конкурентами парк самолетов – с кризисного 2008 года Филевы увеличивают его очень аккуратно
Именно тот кризис научил владельцев S7 осторожности. И эта стратегия себя оправдала в этот кризис, продолжает собеседник «Ведомостей».
История авиакомпании S7 Сибирь
Свою историю компания S7 ведет с 1957 года, когда осуществила свой первый авиарейс Новосибирск – Москва. В 1992 году, созданная на базе Толмачевского авиаотряда, авиакомпания официально начала свою деятельность под брендом “Сибирь”. В 2001 году стала членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта IATA. В 2002 году в ряды “Сибири” влились “Внуковские авиалинии” и армянский перевозчик Armavia, в 2004 году компания приобрела контрольный пакет Челябинского предприятия.
В 2006 году был предпринят ребрендинг “Сибири”, на ее базе создана группа S7 Group, в которую позже вошла дочерняя компания “Глобус”. В 2007 году обновленная компания S7 Airlines успешно подтвердила свой статус, пройдя аудит на соответствие международным стандартам безопасности полетов. С ноября 2010 стала участником международного альянса авиаперевозчиков Oneworld.
Воздушный флот и маршрутная сеть
В 2008 году руководство S7 полностью отказалось от идеи эксплуатации советских самолетов, сейчас авиакомпания владеет одним из самых молодых парков воздушных судов: в наличии 58 единиц, средний возраст которых около 10 лет. Среди них – Airbus A310, A319, A320, A321 и Boeing 767-300, у “Глобуса” – Boeing 737-800.
Маршрутная сеть перевозчика S7 (“Сибирь”) охватывает 83 направления, из них половина внутрироссийских, остальные – в страны СНГ, Европы и Ближнего Востока (26 стран мира). Авиакомпания успешно сотрудничает с другими авиакомпаниями на условиях код-шерингового соглашения.
Впереди гигант, сзади пропасть
В итоге «Сибирь» в 2015 г. вернулась на второе место. С рынка ушел второй игрок – «Трансаэро», и почти в два раза просела по объему перевозок «Ютэйр», которой удалось спастись благодаря поддержке совладельца – НПФ «Сургутнефтегаз» – и государства. Но Филевы второму месту не очень-то рады – теперь они фактически остались один на один с «Аэрофлотом», доля которого вместе с дочерними компаниями составила в 2015 г. почти 43%. У «Сибири» с «Глобусом» – 11,5%.
По словам знакомого Филевых, акционеры S7 продолжат тонкую настройку бизнеса и в 2016 г. Он не исключает, что одной из антикризисных мер может стать отказ в части самолетов из парка авиакомпании – А319 – от бизнес-класса. Самолеты в одноклассной компоновке авиакомпания будет ставить на короткие рейсы продолжительностью до 2,5 часа. Дело в том, что в кризис бизнес-класс на коротких дистанциях оказался невостребованным, уточняет собеседник «Ведомостей».
По его словам, дальше чем на два года Филевы планы не строят: «Может, к тому времени нефть станет стоить $10 за баррель и все перестанут летать».
Они не верят, что есть безграничный горизонт для роста, если правительство продолжит себя вести так же. «Посмотрите, как сильно «Аэрофлот» поднял тарифы на зарубежных направлениях и какие тарифы на внутренних линиях», – говорит знакомый Филевых. По расчетам Филевых, пассажиропоток зависит от ВВП с коэффициентом 2. Если российский ВВП упадет на 4%, то перевозки упадут на 8%.
«Возможностей дальнейшего развития у S7 не так много: российские перевозки в большинстве своем убыточны, рост на международных ограничен межправительственными соглашениями (большинство международных назначений принадлежит «Аэрофлоту» и его «дочке» «России»), низкой покупательной способностью населения и отсутствием у S7 в парке дальнемагистральных самолетов», – перечисляет руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Но в отличие от других авиакомпаний у S7 есть два хаба – в Москве и Новосибирске, и компания может делать ставку на разлет из Новосибирска, в том числе стыковку для пассажиров из Москвы на Дальний Восток. Одно это может серьезно увеличить пассажиропоток S7. Второй вариант – экспансия в Европу: за счет создания европейской авиакомпании и стыковок в европейских аэропортах S7 могла бы создать себе дополнительный мощный поток международных пассажиров, несмотря на скромные в сравнении с «Аэрофлотом» международные коммерческие права, полагает он.
«Авиакомпании группы S7, безусловно, самые эффективные в России, они зарабатывают деньги. Но после ухода «Трансаэро» сохранение конкурентной среды во многом является вопросом доброй воли «Аэрофлота», – предупреждает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. Большинство самых прибыльных международных маршрутов, дополнительные доходы в виде пролетных денег от иностранных перевозчиков (оцениваются не менее чем в $500 млн в год. – «Ведомости») дают «Аэрофлоту» мощное конкурентное преимущество. Но возможности для роста есть: S7 может за счет более низких издержек побороться за пассажиров «Трансаэро», за высокодоходных пассажиров самого «Аэрофлота», а также за пассажиров небольших авиакомпаний, которые будут уходить с рынка вследствие кризиса в отрасли и высокой конкуренции, считает Борисов.