Оглавление

  • Как в гта сан андреас управлять истребителем
  • Полезные советы
  • Посадка
  • как стать пилотом малой авиации
  • Где и как научиться управлять самолетом
  • Взлет
  • Экстренные ситуации
  • Разнообразие самолетов и коды на них
  • Выравниваем самолет по авиагоризонту
  • Связанная система координат
  • Перед полетом
  • Основы пилотирования самолета и его авионика
  • Посадка
  • С каких типов самолетов лучше начинать новичку
  • Как управлять самолётом
    • Руление
    • Взлёт
    • Посадка
  • Связанная система координат
  • Взлет
  • См. также
  • Полет

Как в гта сан андреас управлять истребителем

Заранее, до начала потери скорости, надо дать импульс тяги внешнему двигателю и не забыть его убрать заранее, до выхода из разворота. Везде учитывается инерция.

На гололеде передняя нога часто норовит сорваться в юз, и искусство пилота состоит в том, чтобы помочь тормозом внутренней ноги, либо уменьшить угол отклонения передних колес, либо то и другое сразу, либо еще и увеличить режим двигателю.

Но, в общем, все как-то научаются рулить и разворачиваться в любых условиях. Истинный же профессионализм состоит в том, чтобы пассажиры всех этих манипуляций не чувствовали, кратковременных остановок не ощущали, а были целиком поглощены своей молитвой.

Как-то я ехал пассажиром в троллейбусе и увлекся наблюдением, как водитель, женщина, уже бальзаковского возраста, пилотировала тяжело нагруженную машину. Я стоял у нее за спиной, и через стекло мне хорошо было видно, как она манипулирует органами управления.

Открыв рот, я, старый капитан, наблюдал, как ЭТО делается.

Машина страгивалась с места, скользила в потоке транспорта, объезжала стоящие автомобили, замедляла движение и останавливалась так плавно, что не было нужды держаться за поручень. Темп движения был быстрый, но такой ровный, как будто в кабине тикал метроном. Движения прекрасных, полных женских рук, управляющихся с тяжелым рулем, с тумблерами, с микрофоном, с этими талонами за проезд, которые она умудрялась продавать на ходу, – движения эти были плавными и законченными, и результатом этих движений было перемещение меня в пространстве – и какое перемещение!

Я испытал восторг зримого постижения истинного Мастерства. Я готов был целовать эти руки. И долго потом ходил под впечатлением – от обычной поездки в троллейбусе.

Некоторое время спустя я попал в троллейбус, который буквально пинал водитель, видимо, выходец из южных краев. Он «дэлал» все как положено. Но он глубоко презирал и свою работу, и нас, как дрова болтающихся и падающих друг на друга при его манипуляциях, да и самого себя – горного орла, вынужденного «за ту капэйку» унижаться ТАКОЙ работой.

Это была работа раба обстоятельств. А мы должны быть не рабами, а мастерами.

Полезные советы

Помните об этих советах, пока не почувствуете себя профи.

  • Не садитесь за штурвал без летной лицензии, если только ситуация не критическая. Управление воздушным судном без права осуществлять пилотирование наказуемо.
  • Учите английский. Этим языком владеет каждый авиадиспетчер. В экстренном случае за рубежом изъясняться придется на английском.
  • Если на настроенных частотах в непредвиденных ситуациях не отвечают, перенастройте приемник на УКВ (VHF) 121,5 Мгц. За ней следят спасательные службы.
  • При посадке смотрите на отметки на полосе. Цифры помогают понять, с правильной ли скоростью вы снижаетесь.
  • Управлять самолетом сложно, но при желании научиться этому вполне реально. Обучение частному простому пилотированию даже не отнимет много времени и сил. Потрудиться придется лишь тем, кто хочет получить допуск к большим летательным аппаратам, профессию пилота и работу в крупных авиакомпаниях, но вложенные усилия с лихвой окупятся в «больших» полетах.

    Вам понравилось?

    Посадка

    Здесь могу вас обрадовать: большинство самолетов до определенного момента совершают посадку автоматически. Однако когда до земли останется метров 30, нужно будет слегка потянуть штурвал на себя и как только основные стойки шасси коснутся земли, направить штурвал от себя для выравнивания так, чтобы земли коснулась и передняя стойка. Только не забудьте перед этим выпустить шасси — ручка находится на передней приборной панели справа от центрального пульта. Теперь убираем тягу, для чего переводим в заднее положение рычаги управления тягой. В верхней части рулевых педалей расположены тормоза — нажимайте на них, постепенно снижая скорость. Если происходит съезд с ВПП (взлетно-посадочной полосы), корректируйте направление с помощью рулевых педалей. Вот и все, осталось только сказать о нескольких правилах, которые помогут вам избежать многих неприятностей, если потребуется управлять самолетом:

    • Недалеко от рычагов управления тягой находятся переключатели для задействования закрылок или предкрылок — они помогают снизить скорость самолета и поддерживать горизонтальный курс на малой скорости. Только активируйте их вовремя: если некому подсказать (нет связи), обратитесь к TOLD — таблице взлетно-посадочных данных (от англ. take off and landing data).
    • Если найдете указатель скорости, смотрите, чтобы скорость (она всегда указывается относительно воздушного потока) была в зеленой зоне — это значит, что самолет летит нормально. Проблемы могут возникнуть, если скорость в красной зоне — в этом случае ее необходимо увеличить, иначе это может приобрести к катастрофическим последствиям, то есть к крушению воздушного судна. Скорость может измеряться в узлах, а может — в километрах в час. На какой скорости заходить на посадку, узнайте у диспетчера. Для больших самолетах это обычно 130 узлов или 240 км/ч, а для маленьких — 70 узлов или 130 км/ч. На этой скорости рекомендуется открывать закрылки и выпускать шасси. Скорость полета большого гражданского самолета должна быть на уровне 370 км/ч (200 узлов).

    И помните — научиться управлять самолетом реально, главное, сохранять спокойствие и следовать инструкции. Кстати, для того, чтобы лучше понять, как же устроен самолет гражданской авиации, скачайте и установите авиасимулятор Microsoft Flight Simulator X или 2012 — эта отличная программа обучит вас многим тонкостям управления воздушными судами. Ведь любой сегодня сначала учится управлять самолетом онлайн, а уже затем пересаживается за штурвал реального самолета.

    как стать пилотом малой авиации

    Любой летчик, даже коммерческий, должен закончить курсы пилотирования малой авиации. Для этого, ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию ВЛЭК. Будущий пилот должен соответствовать следующим параметрам:

    • Вес от 48 до 110 килограмм, допускается избыточный вес — не более чем первая стадия ожирения.
    • Рост от 155 до 190 сантиметров, сидя — до 95.
    • Отсутствие серьезных травм и операций за последние 6 месяцев, а также отсутствие переломов за последние несколько лет.
    • Заболевания, связанные с работой сердца, различные дефекты речи, дистрофия или нарушения в зоне ЛОР-органов могут поспособствовать тому, что вас посчитают непригодным для пилотирования.
    • Наркотическая и алкогольная зависимость также может загубить ваше желание стать пилотом.

    Также, вас будут неоднократно проверять на физическую подготовку во время прохождения медицинской комиссии и при прохождении самих курсов. Пилот должен быть крепким и здоровым мужчиной, возраст которого от 17 до 55 лет (в различных заведениях этот диапазон может отличаться).

    После успешного прохождения медицинской комиссии ВЛЭК, вам выдадут необходимые для поступления документы. Поступать можно в любых городах, где есть летное училище или курсы пилотирования: самые крупные и известные находятся в Ульяновске и Санкт-Петербурге.

    Как правило, длительность обучения пилотов малой авиации длится от 3 месяцев до двух лет, в зависимости от типа самолета и типа обучения. Как правило, обучение представляет собой от 150 теоретических часов и от 8 часов живого налета на самолете, два из которых проходят ночью.

    Если же у вас преобладает желание стать коммерческим пилотом и пилотировать пассажирский самолет, то после окончания курсов пилота малой авиации вам необходимо закончить соответствующие курсы на самолет определенного класса.

    Где и как научиться управлять самолетом

    Каждый новичок в летном деле, независимо от специфики будущей деятельности, получает свидетельство частного пилота или PPL в сертифицированных училищах. Свидетельство выдают тем, кто прослушал теоретическую часть обучения, «налетал» 5 часов на тренажере и 35 – в небе. На все уходит от полугода до года.

    После получения лицензии, если ваша цель не ограничивается простыми частными полетами, нужно двигаться дальше. Желающие сесть в кресло капитана пассажирского лайнера проходят дополнительные курсы повышения квалификации, получают допуски к работе на более сложных крылатых машинах и совершенствуются, пока не достигнут поставленных целей.

    Обучением пилотированию в России занимаются десятки частных учебных заведений, можно найти даже курсы при авиакомпаниях. А вот получить соответствующую профессию получится лишь в училищах гражданской авиации. Подобные есть в Москве (МГТУ ГА), Санкт-Петербурге (СПбГУ ГА), Ульяновске (УИ ГА), а их филиалы встречаются по всей стране. Подробнее читайте .

    Читайте также  Оператор бизнес-авиации OJets приступил к эксплуатации Global 5000

    Взлет

    Это одна из самых важных составляющих любого полета. Как известно, именно при или посадке случаются большинство аварий.

    В первую очередь, пилот вносит всю информацию о точке отбытия в бортовой компьютер. Это код аэропорта, долгота и широта, номер полосы и систему выхода, данные по ветру, топливу и т.д. У Боинга, например, таких компьютеров два, и они входят в так называемую Flight Manager System.

    Далее идет проверка кабины, когда второй пилот зачитывает Pre-Flight Check List (Это список тех команд, которые нужно проверить перед взлетом). Он зачитывается исключительно на английском языке, так как все органы управления самолетом на панелях обозначены английскими словами.

    Overhead system.

    При этом, проверяется вся Overhead System (Это все те датчики и приборы, которые находятся над головой пилотов). Там находятся система кондиционирования в салоне, противопожарные системы, топливные системы, системы по регулированию температуры в кабине и много-много других. Принцип тут такой — чем дальше от пилота те или иные системы, тем они менее важны.

    Некоторые из них отличаются по цветам — есть темно-серые и светло-серые. Это сделано для того, чтобы в случае пожара и, как следствие, задымления кабины пилот сквозь кислородную маску мог их различать.

    Далее нужно получить разрешение на взлет у диспетчера и перейти на связь с техником, который находится на поле.

    Пилот запускает двигатели, информируя об этом техника. Выставляет скорость на панели Flight Control Unit (она находится прямо перед пилотами. Там расположены задатчики скорости, высоты и курса).

    Затем нужно выпустить закрылки и вырулить на взлетно-посадочную полосу. Получив разрешение от диспетчера взлета на взлет, вывести двигатели примерно на 40% их мощности. После этого, отрываемся от полосы, убираем шасси и одновременно с этим набираем скорость. Закрылки полностью убираются. Последнее, что выполняется, это включение автопилота.

    Экстренные ситуации

    Основной способ избежать опасности – оттачивать мастерство

    Экстренных случаев, в которых может пригодится преимущество последних моделей, в авиации много. Наиболее вероятным из всех считается отказ двигателя, следующие в топе – ошибки пилота во время взлета, посадки или нарушение установленных ограничений самолета. Избежать подобных ошибок позволяет практика и понимание уровня собственной подготовки. Не переоценивайте себя, излишняя самоуверенность нередко приводит к трагедии.

    Плохие метеоусловия опасны не столько сами по себе, сколько возможностью столкнуться с препятствием. Полеты обычно имеют ограничения по высоте, которые исключают встречу с наземными строениями и линиями электропередач. Просто старайтесь соблюдать правила и не приближайтесь к местам полета других лайнеров.

    Среди новичков также распространена проблема потери ориентации. Узнать землю с воздуха не так-то просто. Начинающим пилотам советуют брать на борт портативные GPS-устройства. Они в случае чего помогут найти нужный аэродром.

    Одна из самых редких в авиации экстренных ситуаций – плохое самочувствие пилота. Проблемы со здоровьем не появляются внезапно. Если чувствуете себя неудовлетворительно на земле, откажитесь от полета.

    Во всех непредвиденных случаях алгоритм работы один:

    • важнее всего сохранить управление. Возьмите себя в руки и скорректируйте параметры полета
    • если можете предпринять что-то и исправить ситуацию – действуйте
    • садитесь на ближайшем аэродроме или, в крайнем случае, иной подходящей площадке

    Разнообразие самолетов и коды на них

    То, что радует многих в данной игре, — это разнообразие различных самолетов. Между прочим, существует способ, который позволит вам добавить еще больше летательных средств в ГТА “Сан-Андреас”, — моды. Самолеты добавляются без особых проблем, но даже те, которые имеются в игре, доставят вам невероятное удовольствие, когда вы научитесь ими управлять. Если же вам неохота искать летательные средства по всему городу, вы можете использовать коды. Например, JUMPJET дает вам самый крутой истребитель, а URKQSRK — простенький винтовой самолет.

    Комментарии

    Похожие материалы

    Компьютеры Почему не работает мышка в GTA San Andreas и как это исправить

    Иногда не работает мышка в GTA San Andreas. Причины такой проблемы и варианты ее устранения мы рассмотрим сегодня. Часто проблемы с манипулятором возникают при нажатии кнопки Esc во время игрового процесса.Осн…

    Компьютеры Подробно о том, как установить сохранение для GTA San Andreas

    Сегодня мы разберемся, как установить сохранение для GTA San Andreas и где его можно отыскать. Игра имеет множество особенностей. Среди них наличие открытого мира и необъятные просторы доступного персонажу пространств…

    Компьютеры Как устанавливать сохранения для GTA San Andreas? Где сохранения GTA San Andreas?

    Компьютерные игры бывают самыми разнообразными — как короткими, так и очень длинными, линейными и максимально разносторонними. В общем, если вы играете в короткую и линейную игру, которая при этом еще и не очень сложн…

    Компьютеры Улучшение графики в GTA San Andreas — варианты и возможности кастомизации

    Любимой частью большинства геймеров из серии GTA остается San Andreas. Несмотря на то что с момента релиза игры прошло уже больше 10 лет, на нее до сих пор выпускаются модификации, дополнения. Начиная от замены автомо…

    Компьютеры Прохождение миссий в GTA San Andreas. Коды и читы на прохождение миссий в GTA San Andreas

    Grand Theft Auto: San Andreas — это культовая экшен-игра с открытым миром, выпущенная в 2004 году компанией “Рокстар”. За более чем 10 лет вышли сотни модов и дополнений к игре. Прохождение миссий в GTA San Andreas за…

    Компьютеры Почему пропадают текстуры в GTA: San Andreas после установки модов?

    Многие геймеры до сих пор считают, что GTA: San Andreas по-прежнему является лучшей частью во всей серии. Именно поэтому до сих пор миллионы игроков продолжают скачивать этот проект и наслаждаться им, хотя в графическ…

    Компьютеры Как в “ГТА: Сан-Андреас” стать полицейским. Миссия или моды?

    Четвертая часть знаменитой игры вышла уже давно. Но до сих пор пользуется популярностью у геймеров. Некоторые решают вспомнить былое и пройти все части “ГТА”, другие же после культовой пятой серии хотят опробовать пре…

    Выравниваем самолет по авиагоризонту

    А что делать, когда нет возможности сориентироваться в пространстве? Это может происходить, например, в условиях густой облачности. В этом случае используем прибор под названием авиагоризонт. Этот специальный указатель вы легко узнаете по синему цвету неба и коричневому цвету земли на экране. В середине авиагоризонта расположена буква «W», обозначающая крылья самолета. Правильное положение горизонта, свидетельствующее о том, что самолет летит ровно — когда синяя часть находится вверху (небо), а коричневая — внизу (земля) и между ними проходит по центру ровная горизонтальная полоса. Если картина другая, берем штурвал и с его помощью медленно и постепенно выравниваем положение воздушного судна.

    Связанная система координат

    В пространстве во время полёта самолёт движется по сложной траектории. Чтобы описать его движение, вводят оси, связанные с самим самолётом. Они движутся и вращаются вместе с ним. А сама система координат называется связанной. Она состоит из продольной, поперечной и вертикальной осей. Все они проходят через центр масс самолёта.

    Продольной осью (ОХ) считают строительную ось самолёта. Её закладывают на стадии проектирования. Когда самолёт вращается вокруг этой оси, он опускает одну консоль крыла и поднимает другую. Такое движение называют «креном». Управлять креном пилот может с помощью элеронов.

    Нажмите на изображение

    Ось OY, перпендикулярная продольной оси, называется вертикальной. Она расположена в плоскости симметрии самолёта. Вращение вокруг этой оси называется «рыскание». При таком движении нос самолёта отклоняется влево или вправо. Управляет «рысканием» руль направления.

    Нажмите на изображение

    Ось OZ, перпендикулярная плоскости симметрии самолёта и направленная в сторону его правой консоли, называется поперечной осью. Вращаясь вокруг этой оси, самолёт поднимает или опускает нос. Это движение называется «тангаж. Угол между продольной осью ОХ и горизонтальной плоскостью называется «углом тангажа». Тангаж, при котором угол увеличивается, а нос самолёта поднимается, называется кабрированием. А при уменьшении угла и опускании носа – пикированием. По отношению к морским судам это движение называют дифферентом. Управляет тангажом руль высоты. Он представляет собой подвижную управляемую поверхность. Её отклонение и приводит к отклонению самолёта по тангажу.

    Нажмите на изображение

    Читайте также  Знаменитые летчики

    Руль высоты может устанавливаться в разных местах самолёта. В различных аэродинамических схемах он является либо элементом хвостового оперения, либо расположен в передней части самолёта.

    Элероны называют рулями крена. Они представляют собой симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла аэродинамические подвижные поверхности. Элероны отклоняются дифференциально, то есть, в противоположные стороны. Для того чтобы накренить самолёт вправо, правый элерон поворачивается вверх, а левый вниз и наоборот.

    Усилие на рули высоты и элероны пилот передаёт с помощью штурвала. Поворачивание штурвала вызывает отклонение элеронов и изменяет крен самолёта. А отклонением штурвала «на себя» или «от себя» приводятся в действие рули высоты.

    Перед полетом

    Первое, что делают пилоты перед тем, как подняться на борт самолета, это осматривают сам лайнер. Конечно, его проверяют механики, но всегда следует повторить процедуру во избежание возможной аварии. Есть ли какие-либо повреждения или даже небольшие царапины. Особое влияние следует уделить двигателям. Туда могут случайно попасть птицы.

    Проверка самолета перед взлетом — одна из обязанностей пилота.

    Когда вы зайдете в кабину, осмотрите внимательно все устройства, которые перед вами находятся.

    Проверьте руль и закрылки — они должны двигаться плавно. Не забудьте о бензобаках и резервуарах с маслом. Нужно сверить, совпадает ли их уровень с допустимым. Также надо заполнить документы по распределению груза на борту. Нельзя допускать, чтобы произошла перегрузка.

    Еще одна важная деталь заключается в том, что между есть важное отличие в том, что касается управления самолетом. В Боингах установлены штурвалы, тогда, как в Аэробусах их заменяют Сайдстики (Sight Stick)

    Это ручка управления самолётом. Именно они позволяют управлять самолетом в воздухе — задавать движение вперед, вправо или влево. Это и есть ответ на вопрос: “Как называется руль в самолете?”

    Кабина пилотов в Боинге.

    Их также нужно проверить — мягко ли, но при этом энергично они двигаются.

    Основы пилотирования самолета и его авионика

    Каждый самолет имеет свои отличия, однако их авионика очень похожа. Главным элементом управления любого самолета является штурвал. Это может быть как и сам штурвал, так и джойстик. В случае с штурвалом, управление очень простое и удобное: отклонение от себя опускает нос самолета вниз, отклонение к себе — поднимает его. Поворот штурвала вправо разворачивает его вправо, поворот влево — влево. В случае с джойстиком управление такое же, однако менее удобное.

    Каждый самолет имеет ряд приборов, которые позволяют ему следить за высотой, скоростью и другими показателями. На фотографии изображена цифровая авионика советского ТУ-154, однако в большинстве самолетов ее заменяют электронные мониторы. Вся авионика продублирована для первого и второго пилота каждого пассажирского лайнера.

  • вертикальная скорость самолета. Данный показатель отображает скорость подъема самолета. Необходимо во время взлета для избежания резкого подъема и контроля набора высоты.
  • Горизонт отображает угол подъема, наклона и поворота самолета. Необходимо для понимания положения самолета на большой высоте.
  • Отображает курс полета лайнера, значения — от 0 до 360 градусов, курс пилоту сообщает авиадиспетчер определенной зоны полета самолета.
  • Скорость полета, часто на данной панели отображается посадочная скорость и скорость сваливания. Также, красной зоной обозначается максимальная скорость полета, превышать которую не рекомендуется.
  • Крен самолета — отображает горизонтальный угол поворота самолета в воздухе и поворот рулевого колеса на земле.
  • Блок управления двигателями и шасси. Позволяет быстро запускать или останавливать двигатели, следить за тягой и выпуском шасси.
  • Каждый современный самолет имеет встроенный компьютер, который намного облегчает управление самолета. Бортовой компьютер предоставляет пилотам много функции: встроенный рельеф местности, месторасположение и высота всех взлетно-посадочных полос, встроенный контроллер тяги, топлива и двигателей. Компьютер оснащен полноценным автопилотом, который позволяет самолету совершать взлет, полет и посадку в полностью автоматическом режиме. Также, компьютер предупреждает о поломках на борту.

    Однако, несмотря на широко развитые технологии, авиакомпании и производители авиатехники все еще не доверяют системам автопилота, и продолжают обучать новых пилотов. Хороший летчик всегда ценится лучше, чем система автопилота, ведь если компьютер откажет, кому-то придется управлять лайнером.

    Посадка

    При посадке в бортовой компьютер снова заносится вся нужная информация — код аэропорта прибытия и т.д., чтобы он сам уже смог выстроить траекторию, по которой будет снижаться.

    Только во время взлета и посадки пилот отключает автопилот.

    Нужно выставить высоту и нажать режим смены эшелона. Также выставляется курс, и постепенно происходит снижение.

    Дальше пилот выпускает закрылки и отключает автопилот. Выставляется скорость захода и снова читается Check List. Таким образом, второй пилот и КВС проверяют друг друга.

    Происходит уже переход в глиссаду (это траектория снижения самолета) и собственно сама посадка. При этом, включается малый газ и реверс.

    Конечно, это упрощенный вариант набора тех действий, которые совершают пилоты при регулировании действий самолета, но они основные.

    С каких типов самолетов лучше начинать новичку

    Все летательные аппараты отличаются друг от друга десятками параметров, выбор тренировочной модели лучше доверить летной школе

    Но если вы планируете самостоятельно присмотреть судно, обратите внимание на следующие: .
    Як-12, Cessna 172S (самый популярный в обучении новичков), Вильга-35 и подобные – отличаются устойчивостью, вывести их из равновесия трудно

    В подобные аппараты просто забираться, а их крылья не загораживают вид;
    модели вроде Як-52, Tecnam Sierra, Diamond Da-40 – высокоманевренные, подходят для выполнения фигур пилотажа и подготовки к спортивному пилотированию. Позволяют сесть на воду в случае непредвиденных ситуаций – крылья удерживают технику на поверхности водоемов.

    • Як-12Cessna 172S (самый популярный в обучении новичков), Вильга-35 и подобные – отличаются устойчивостью, вывести их из равновесия трудно. В подобные аппараты просто забираться, а их крылья не загораживают вид;
    • модели вроде Як-52Tecnam SierraDiamond Da-40 – высокоманевренные, подходят для выполнения фигур пилотажа и подготовки к спортивному пилотированию. Позволяют сесть на воду в случае непредвиденных ситуаций – крылья удерживают технику на поверхности водоемов.

    Как управлять самолётом

    Основные этапы управления самолётом – руление, взлёт и посадка.

    Руление

    Руление производится перед взлётом и после приземления.

    Перед тем как выехать на взлётно-посадочную полосу (ВПП), запускают и прогревают двигатели самолёта. Затем он трогается сам или с помощью специального тягача, подъезжает к началу полосы и останавливается. Когда диспетчер даёт разрешение, происходит выруливание на ВПП, затем разбег, быстрый набор высоты и отрыв от земли при достижении определённой скорости.

    Взлёт

    Момент, когда самолёт начинает движение по взлётно-посадочной полосе для разбега, считается началом взлёта. Перед взлётом пилот переводит в расчётное положение закрылки и предкрылки. Пассажиры самолёта могут наблюдать в иллюминатор, как в этот момент из задней части крыла появляются новые плоскости. Это и есть закрылки. Их основная функция – снизить скорость взлёта.

    На взлёте большая скорость не нужна. Пока самолёт наберёт её, не хватит никакой посадочной полосы. Но снижение скорости вызывает уменьшение подъёмной силы. И чтобы увеличить подъёмную силу, самолёт должен увеличивать угол атаки, то есть, «задирать нос». Но увеличивать этот угол до бесконечности невозможно. При определённом значении этого угла, называемого критическим углом атаки, воздушный поток не может удерживаться на верхней поверхности крыла, происходит его срыв. Меняется распределение давления на поверхности крыла, и оно уже не может создавать подъёмную силу, то есть, теряет свои несущие свойства.

    Справиться с этой проблемой помогают закрылки. Это расположенные симметрично на задней части крыла отклоняемые поверхности. Выпуская закрылки, увеличивают кривизну профиля крыла и площадь его поверхности. Это, в свою очередь, увеличивает подъёмную силу без увеличения угла атаки, а, следовательно, и несущую способность крыла, и позволяет снизить взлётную скорость.

    Предкрылки – отклоняемые поверхности, устанавливаемые на передней кромке крыла. Отклоняются они вместе с закрылками. Их основная задача – увеличить допустимый угол атаки, чтобы срыв воздушного потока с верхней поверхности крыла проходил при большем его значении. С помощью предкрылков угол атаки увеличивается на 10-15о, и после отрыва от полосы самолёт уходит вверх, резко задрав нос.

    Посадка

    Посадка считается самым сложным этапом управления самолётом. Начинается она с момента снижения высоты и заканчивается полной остановкой на земле.

    Перед посадкой самолёт выполняет заход на посадку. Во время захода он маневрирует над аэродромом. Меняется его конфигурация. Постепенно выпускаются шасси, затем предкрылки или закрылки, которые позволяют удерживать горизонтальное положение самолёта на малых скоростях. Скорость снижается до посадочной.

    Читайте также  Что можно брать с собой в ручную кладь в самолете

    Посадка самолёта начинается на высоте 25 м над уровнем порога взлётно-посадочной полосы. Её продолжительность – 6-10 секунд. Она включает в себя выравнивание, процесс выдерживания, парашютирование и приземление, пробег.

    При выравнивании снижается почти до нуля вертикальная скорость на глиссаде (траектории снижения самолёта). Но его горизонтальная скорость всё ещё остаётся высокой. И для того чтобы её погасить, некоторое время самолёт летит горизонтально, то есть «выдерживается». Таким образом, выравнивание плавно переходит в выдерживание.

    Во время выдерживания одновременно уменьшается скорость и увеличивается угол атаки до значений, позволяющих осуществить приземление. Далее, в результате падения скорости, подъёмная сила становится меньше силы тяжести самолёта, и он начнёт «парашютировать». Это похоже на планирование. Вскоре самолёт коснётся земли и через некоторое время остановится.

    • < Назад

    Связанная система координат

    В пространстве во время полёта самолёт движется по сложной траектории. Чтобы описать его движение, вводят оси, связанные с самим самолётом. Они движутся и вращаются вместе с ним. А сама система координат называется связанной. Она состоит из продольной, поперечной и вертикальной осей. Все они проходят через центр масс самолёта.

    Продольной осью (ОХ) считают строительную ось самолёта. Её закладывают на стадии проектирования. Когда самолёт вращается вокруг этой оси, он опускает одну консоль крыла и поднимает другую. Такое движение называют «креном». Управлять креном пилот может с помощью элеронов.

    Нажмите на изображение

    Ось OY, перпендикулярная продольной оси, называется вертикальной. Она расположена в плоскости симметрии самолёта. Вращение вокруг этой оси называется «рыскание». При таком движении нос самолёта отклоняется влево или вправо. Управляет «рысканием» руль направления.

    Нажмите на изображение

    Ось OZ, перпендикулярная плоскости симметрии самолёта и направленная в сторону его правой консоли, называется поперечной осью. Вращаясь вокруг этой оси, самолёт поднимает или опускает нос. Это движение называется «тангаж. Угол между продольной осью ОХ и горизонтальной плоскостью называется «углом тангажа». Тангаж, при котором угол увеличивается, а нос самолёта поднимается, называется кабрированием. А при уменьшении угла и опускании носа – пикированием. По отношению к морским судам это движение называют дифферентом. Управляет тангажом руль высоты. Он представляет собой подвижную управляемую поверхность. Её отклонение и приводит к отклонению самолёта по тангажу.

     

    Нажмите на изображение

    Руль высоты может устанавливаться в разных местах самолёта. В различных аэродинамических схемах он является либо элементом хвостового оперения, либо расположен в передней части самолёта.

    Элероны называют рулями крена. Они представляют собой симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла аэродинамические подвижные поверхности. Элероны отклоняются дифференциально, то есть, в противоположные стороны. Для того чтобы накренить самолёт вправо, правый элерон поворачивается вверх, а левый вниз и наоборот.

    Усилие на рули высоты и элероны пилот передаёт с помощью штурвала. Поворачивание штурвала вызывает отклонение элеронов и изменяет крен самолёта. А отклонением штурвала «на себя» или «от себя» приводятся в действие рули высоты. Это изменяет угол тангажа. Нос самолёта приподнимается или опускается. В некоторых моделях современных самолётов штурвал заменяют ручкой управления.

    Руль направления управляет самолётом относительно вертикальной оси, то есть, с его помощью изменяется угол рыскания. Располагается он в хвостовом оперении. Управляют им, нажимая на педали, расположенные в кабине пилота.

    Взлет

    Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция — создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

    Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

    Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВПП

    См. также

    • Руль направления
    • Оси вращения самолёта
    • Конструкция самолёта
    • Оперение (авиация)
    • Элевоны
    Компоненты летательного аппарата (ЛА)
    Конструкция планера ЛА
    • Аварийная авиационная турбина
    • V-образное оперение
    • ВСУ
    • Гидравлическая система
    • Гаргрот
    • Гермокабина
    • Гермошпангоут
    • Гондола
    • Головной обтекатель
    • Стабилизатор
    • Задняя кромка крыла
    • Зализ
    • Кабина
    • Киль
    • Кессон
    • Корень крыла
    • Крыло
    • Лонжерон
    • Мотогондола
    • Нервюра
    • Обшивка
    • Носок крыла
    • Оперение
    • Подкос
    • Расчалка
    • Стабилизатор
    • Планер летательного аппарата
    • Противообледенительная система
    • Противопожарное оборудование
    • Рампа
    • Система отбора воздуха
    • Система кондиционирования
    • Стойка
    • Стрингер
    • Технический отсек
    • Фонарь кабины
    • Фюзеляж
    • Центроплан
    Элементы управления полётом
    • NOTAR
    • Автомат перекоса
    • Аэродинамический тормоз
    • Боковая ручка
    • Вибросигнализатор штурвала
    • Крутка крыла
    • Руль высоты
    • Руль направления
    • Рулевой винт
    • Ручка управления самолётом
    • Сервокомпенсатор
    • Спойлер (интерцептор)
    • Спойлерон
    • Стопор рулей
    • Толкатель штурвальной колонки
    • Триммер
    • Флаперон
    • Фенестрон
    • ЦПГО
    • Штурвал
    • Элевоны
    • Элероны
    Аэродинамика имеханизация крыла
    • ACTE
    • Адаптивное управляемое крыло
    • Активное аэроупругое крыло
    • Аэродинамический гребень
    • Бесхвостка
    • Вибрирующий предкрылок
    • Гребень крыла
    • Законцовка крыла
    • Кольцевое крыло
    • Крыло изменяемой стреловидности
    • Крыло обратной стреловидности
    • Наплыв крыла
    • Пластинчатый турбулизатор
    • Предкрылки
    • Роторный предкрылок
    • Утка
    • Щиток Крюгера
    Бортовое радиоэлектронноеоборудование (БРЭО)
    • ACAS
    • GPS
    • БРЛС
    • Доплеровский измеритель скорости и сноса
    • TCAS
    • Радиовысотомер
    • Радиодальномер
    • Радиокомпас
    • Радиотехническая система ближней навигации
    • Речевой информатор
    • Самолётный радиолокационный ответчик
    • Самолётное переговорное устройство
    • GPWS
    • Станция предупреждения об облучении
    Авиационное оборудование (АО)
    • EFIS
    • Автопилот
    • Авиационный электропривод
    • Автомат углов атаки и сигнализации перегрузок
    • Автомат тяги
    • АБСУ
    • INS
    • Авиагоризонт
    • БРЛС
    • Бортовая СЭС ЛА
    • Вариометр
    • Высотомер
    • Гировертикаль
    • Датчик угловой скорости
    • Демпфер рыскания
    • ИЛС
    • Индикатор отклонения курса
    • Кислородное оборудование
    • Компас
    • Корректор высоты
    • Курсовертикаль
    • Командно-пилотажный прибор
    • Навигационные огни
    • Плановый навигационный прибор
    • Приборная доска
    • Приёмник воздушного давления
    • Бортовые огни
    • Система воздушных сигналов
    • Система аварийной подачи кислорода
    • Система управления воздухозаборником
    • Система траекторного управления
    • Сигнальное табло
    • Система управления полётом самолёта
    • Стеклянная кабина
    • Сигнализатор обледенения
    • Указатель курса
    • Указатель поворота и скольжения
    • Указатель скорости
    • Система сигнализации пожара в авиации
    • ЭДСУ
    • FADEC
    Силовая установка итопливная система (СУ и ТС)
    • EICAS
    • Воздушный винт
    • Кок
    • Кольцо Тауненда
    • Конус воздухозаборника
    • Обтекатель NACA
    • Несущий винт
    • ПАЗ
    • Пластинчатый отсекатель
    • Подвесной топливный бак
    • Привод постоянных оборотов
    • Реверс
    • РУД
    • Сверхзвуковой воздухозаборник
    • Топливный бак
    • Топливная система летательного аппарата
    • Управление вектором тяги
    • Форсажная камера
    Взлётно-посадочные устройства
    • Автомат торможения
    • Гидравлический амортизатор
    • Демпфер шимми
    • Закрылок
    • Закрылок Гоуджа
    • Закрылок со сдувом пограничного слоя
    • Парашютно-тормозная установка
    • Тормозной гак
    • Тормоз колеса
    • Шасси
    Системы аварийногопокидания и спасения (САПС)
    • Катапультируемое кресло
    • Спасательная капсула
    Системы авиационноговооружения и обороны (АВ)
    • Бомбодержатель
    • Бомбовый прицел
    • Грузоотсек
    • Узел подвески вооружения
    • Средства инфракрасного противодействия
    Бытовое оборудование
    • Бортовой туалет
    • Бортовой трап
    • Развлекательная система
    Средства объективного контроля
    • Аэрофотоаппарат
    • Бортовой самописец
    • Бортовые средства объективного контроля
    • Статоскоп
    • Фотопулемёт
    Функционально связанныесистемы ЛА
    • Бортовая цифровая вычислительная машина

    Эта страница в последний раз была отредактирована 24 августа 2018 в 14:04.

    Полет

    По сути, во время самого полета пилоты должны только контролировать самолет. Управляет же им автопилот. Только в экстренных случаях, автопилот отключается во время полета, и пилот сам регулирует полет. На Аэробусах кнопка отключения автопилота находится на Сайдстике и специально окрашена в ярко-красный цвет.

    Кабина пилотов в Аэробусе.

    Проверять нужно время от времени и Overhead System. Там действует “принцип темной кабины”. Иначе говоря, все датчики и системы должны быть зеленого, белого или синего цвета. Они просто оповещают о своей работе. Если какая-то из них приобретает желтый цвет, это значит отказ системы. Красный может означать пожар.

    Если мы говорим о Боинге, то там установлен штурвал, которым надо управлять плавно, но энергично. Опытные летчики отмечают, что те, кто только учатся на пилота, обычно пытаются резко им дергать. Или просто вцепляются в него. Это неправильно. Мягкие и твердые движения — так надо двигать штурвал.

    На Аэробусах Сайдстиком тоже нужно управлять спокойно и не рывками. Сами пилоты отмечают, что при управлении самолетом при помощи Сайдстика не чувствуется обратной связи. То есть, поворачивая самолет в ту или иную сторону, вы это не почувствуете. Тогда как за штурвалом ощущается каждое движение.

    При возникновении каких-то проблем, будь то отказ одного из двигателей или пожара, компьютер сам показывает, где и что не так. На дисплее отображается и какие кнопки надо нажимать в этом случае. На всякий случай, в кабине есть и руководство по использованию самолета. Там расписано все, что нужно делать, при любой нестандартной ситуации.

    Также во время полета КВС (Командир воздушного судна) и второй пилот должны контролировать друг друга. Если ошибется один, второй поправит. Их всего двое, поэтому они обязаны координировать действия друг друга.

    Видео “Как управлять самолетом” представлено чуть ниже.