Швейцарская точность, богатое прошлое, обеспеченное будущее: Pilatus Aircraft и история ее успеха

В настоящее время график поставок у авиастроительного концерна Pilatus настолько насыщен заказами, что, по некоторым данным, его руководству впору избегать встреч с новыми клиентами. Здесь мы, конечно же, утрируем, тем не менее, недостатка в новых заказах компания не испытывает, а непрерывное совершенствование выпускаемых машин и разработка новых моделей дает уверенность в процветании концерна. По крайней мере, такие выводы можно делать касательно обозримого будущего.

Но будущего, как известно, не бывает без прошлого. Поэтому поговорим о том, какие пути пришлось пройти авиастроительному объединению на пути к своему успеху, какие события предшествовали выпуску ультрасовременных бизнес-джетов и как «Пилатус» стал одним из основных поставщиков воздушных судов для аренды частных самолетов.

Как все начиналось

У истоков деятельности Pilatus не стояло никаких оригинальных идей или замыслов. Впрочем, такое начало пережили многие известные ныне авиастроительные объединения. Корпорация основана в 1939 году. Ее родина – Швейцария (г. Штанс). В этот период государство нуждалось в том, чтобы представить мировой общественности, если ни собственный бренд, то, хотя бы, «аватарку». В условиях Второй мировой войны это было крайне актуально.

О производстве самолетов для коммерческой авиации с высочайшим уровнем сервиса, впрочем, как и о самой бизнес-авиации, тогда еще речи не шло. Первые модели, которые последовательно (с промежутком в несколько лет) были выпущены Pilatus и тут же завоевали популярность, это тренировочные «Р-2», параллельно которым выпускалась серия  двухместных «Pilatus P-3». Самолеты «P-3» изначально разрабатывались как учебно-тренировочные, но в итоге получили  более разнообразное предназначение и не использовались, разве что, для перевозки грузов.

Первый самолет покинул сборочную площадку в 1944 году, после чего началось уверенное восхождение компании к вершинам авиастроительной индустрии. Так, грузовой «РС-6», к названию которого прилагалась приписка «Porter», стал первым воздушным судном, завоевавшим коммерческий успех на мировой арене. Его первый полет был представлен общественности в мае 1959 года. Облик воздушного судна уже тогда был приближен к большинству современных моделей, а его отличительной особенностью стали ограниченные требования к длине взлетно-посадочной полосы. Чуть менее двух сотен метров требовалось воздушному судну с полутора тоннами груза на борту для того, чтобы оно беспрепятственно поднималось в воздух. При этом посадку самолет совершал на полосе протяженностью всего 130 метров.

Читайте также  Две европейских авиакомпании планируют уйти с украинского рынка

Самолет «РС-6» ощутимо поднял престиж авиастроителя благодаря своей способности осуществлять торможение винтом. Это качество стало востребованным во время доставки груза в труднодоступные и малоосвоенные районы. Благодаря ему пилоты могли приземлять самолет на ВВП с крутой глиссадой (от 45° и более), не обращая внимания на стесненность полосы различными препятствиями. Данная модель ставила и свои громкие рекорды. Например, однажды «РС-6» успешно приземлился на плоский ледник, расположенный высоко в горах. Высота, на которой располагался не вполне обычный аэродром, составила 5750 м над уровнем моря.

Небольшой транспортник «РС-6» стал достаточно востребованной моделью как в гражданской, так и в военной сферах. Со временем «РС-6» стала экспортироваться в различные страны мира, а заказы на нее по сей день поступают производителю с завидной регулярностью.

Аэродинамические особенности «РС-6 Porter» до сих пор успешно применяются в конструкции популярных турбовинтовых моделей различной функциональной направленности. Напомним: сегодня Pilatus Aircraft занимает ведущие позиции на рынке одномоторных турбовинтовых воздушных судов, которые используются в бизнес-авиации, в грузовых авиаперевозках, а также в военной сфере.

Другие вехи

В 1966 году была выпущена модель «Pilatus РС-7», которая дорабатывалась до 1975 года и лишь после этого поступила в серийное производство. Это спортивная модель, демонстрирующая поразительную маневренность и превосходную аэродинамику. Ценителям авиационной техники она запомнилась в виде неподдельного образца, предназначенного для исполнения фигур высшего пилотажа. По сегодняшний день она используется в различных сферах авиации. Чаще всего «РС-7» можно встретить в авиационных парках всевозможных летных школ, ведь на ней с одинаковым успехом тренируют свое мастерство и обычные пилоты гражданских воздушных судов, и летчики боевых самолетов.

Очередная веха в развитии компании совпала с выпуском легендарной турбовинтовой модели «Pilatus PC-12». Всего три года прошло с момента первого испытательного полета до полноценной ее эксплуатации, а впервые она поднялась в воздух в мае 1991 года. Ее разработка олицетворяет настоящий скачок в развитии турбовинтовых моделей, а также в их производстве. Изначально линейка выпускаемых «РС-12» была весьма разнообразной. Это обычные пассажирские модификации, военные версии, а также многоцелевые и разведывательные самолеты.

Читайте также  Два российских оператора деловой авиации подписали соглашение об объединении

Изначально «РС-12» разрабатывалась как модель с возможностью внедрения дополнительного функционала. Это позволило использовать воздушное судно в следующих направлениях авиации:

  • медицинская авиация;
  • спасательные и эвакуационные работы;
  • транспортная авиация;
  • перевозки VIP-пассажиров – то, что сегодня называется бизнес-авиацией и т. д.

Несмотря на то, что организация VIP-перевозок с помощью «РС-12» изначально рассматривалась как дополнительная эксплуатационная опция, на сегодняшний день самолет чаще всего используется именно для индивидуальных и корпоративных чартерных перевозок. Большой процент «РС-12» при этом обслуживает региональные маршруты. Если же рассматривать статистику продаж, то нет сегодня более продаваемой модели среди одномоторных турбовинтовых самолетов, чем «РС-12».  И это, следует отметить, общемировая статистика. Начиная с 1994 года, самолет поставляется в более чем 50 стран, а в 2017 году было выпущено 1500-е по счету воздушное судно, которое стало юбилейным.

Очень интересна обновленная версия PC-12NG: ее так и назвали – «Next Generation». Если потратить немного времени на перевод, то мы поймем, что фраза буквально означает «новое поколение». Самолет поднялся в воздух в 2016 году, впервые продемонстрировав возможности пятилопастного винта, изготовленного из ультрасовременных композитных материалов. Благодаря внедрению данной инновации в конструкцию воздушного судна удалось существенно снизить шум во внутреннем пространстве самолета – в кабине и салоне, одновременно улучшив его летно-технические характеристики. Новый винт отличается повышенной износостойкостью, что делает самолет максимально безопасным в эксплуатации. Это очень важные качества, которые особенно ценятся в деловой авиации. Обусловлено это тем, что аренда частного самолета, собственно, и базируется на двух принципах: на безопасности и комфорте.

Период крупных заказов

О высоком экономическом подъеме, который стал переживать концерн Pilatus Aircraft, можно говорить, начиная с 2011 года. Именно в этом году авиастроитель зафиксировал рекордный товарооборот, который превысил 780 млн. франков. Среди них более 100 млн. – чистая прибыль компании, а сумма, превышающая 400 млн. франков – это отражение активности клиентов, сделавших заказы на самолеты Pilatus. Одна только Индия заказала в 2011 году 75 самолетов модели «РС-7».

Читайте также  Стандарты честного бизнеса в деловой авиации будет отслеживать GLAD

На сегодняшний день крупнейшим рынком сбыта для «Пилатус» являются Соединенные Штаты, в которых эксплуатируется три четверти всех самолетов, произведенных швейцарским авиастроительным концерном. В Европу поставляется около 12%новых воздушных судов Pilatus. Остальными крупными потребителями являются страны Азии, а также Австралийский континент.

Позитивные отзывы, которые часто сопровождаются конструктивными предложениями по усовершенствованию существующих моделей, сразу же берутся на заметку техническими специалистами концерна. Это позволяет непрерывно модернизировать конструкцию воздушных судов, качественно дорабатывая техническую начинку, системы жизнеобеспечения, софт, а также интерьер салона и кабины воздушного судна.

Самой востребованной моделью от Pilatus, как мы уже упоминали, является «РС-12». Эти самолеты высоко ценятся, будучи новыми, хорошие деньги за них предлагают и на вторичном рынке (где они, кстати, тоже очень популярны). По сути «РС-12» можно назвать «турбовинтовым бестселлером», остаточная стоимость которого заметно снижается лишь в первые три года с момента начала эксплуатации, а потом остается практически на одном уровне.

Вместо заключения

И вот, что мы имеем в «сухом остатке»: техническое совершенство, швейцарское качество и заслуженное превосходство над конкурентами делают будущее концерна Pilatus Aircraft предсказуемым и успешным, а покупку его продукции (даже на вторичном рынке) – всесторонне оправданным.