Оглавление
- Характеристики
- Новости о лайнере ATR 42-500
- Потери самолётов
- Схема салона
- Лётно-технические характеристики
- Варианты
- ATR 42-300
- ATR 42-320
- ATR 42-500
- ATR 42-600
- История создания
- Создание воздушного транспорта
- Примечания
- Расположение мест в салоне и интерьер
- Описание самолета ATR 72
Характеристики
Самолёты концерна ATR совмещают в себе безопасность полёта, современность конструкции, экономичность производства и потребления топлива. Технические характеристики позволяют модели ATR 72 перевозить до 74 авиапассажиров одного класса. Два пилота входят в состав экипажа и совершают управление воздушным судном. Расстояние, которое самолёт способен покрыть с крейсерской скоростью 509 км в час равно двум тысячам километров. На ATR 72 отсутствует вспомогательная силовая установка, взамен здесь поставлен «пропеллерный тормоз», он снабжает самолёт воздухом и электричеством. Благодаря такому конструктивному решению, модель довольно лёгкая по своему весу и употребляет меньше горючего.
Самолёт имеет высоко расположенные крылья и хвост в форме буквы «Т». Под крыльями находятся два турбовентиляторных двигателя.
Более детальные показатели ATR 72-500:
Новости о лайнере ATR 42-500
Производство самолетов, начавшееся в 1995 году, все еще продолжается. Всего самолетов этого семейства выпущено более 400.
В феврале 2018 года российский авиаперевозчик NordStar открыл регулярный маршрут из Красноярска в Якутию (город Удачный). Это очень востребованное направление, полеты проходят с максимальной загрузкой самолета. Планируется осуществление рейсов дважды в неделю на самолетах марки ATR 42-500, вмещающих 46 пассажиров. Такие региональные перевозки имеют финансовую поддержку государства, а самолеты приспособлены для полетов в условиях низких температур.
Весной 2018 года компания NordStar начинает воздушное сообщение из города Норильска в Баку. Самолеты ATR 42-500 будут выполнять рейсы через Самару сначала один раз в неделю, потом количество авиасообщений увеличится вдвое.
Компания – перевозчик «НордСтар» имеет в своем парке пять самолетов ATR 42-500.
Самолетами ATR 42-500 летать достаточно комфортно и удобно. Конечно, полеты на таком самолете, неуместно сравнивать с машинами, выполняющими длительные перелеты. Однако, среди региональных моделей своего класса, лайнер занимает не последнее место. Отзывы пассажиров о полетах на этой машине большей частью лестные.
Потери самолётов
По данным на 26 октября 2018 года в катастрофах и серьёзных происшествиях было потеряно 33 самолёта типа ATR 42[3].
Дата | Бортовой номер | Место | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
15.10.1987 | I-ATRH | предгорья Альп | 37/37 | Малая скорость при наборе высоты в условиях обледенения, сваливание. |
17.06.1988 | F-WEGA | Тулуза | 0/3 | Тренировочный полёт с отключением двигателя, упал после взлёта. |
21.08.1994 | CN-CDT | Агадир | 44/44 | Предположительно, направлен в пике КВС. |
30.07.1997 | F-GPYE | Флоренция | 1/17 | Превышение посадочной скорости, выкат за пределы ВПП. |
20.01.1998 | EI-COC | Альгеро | 0/25 | Порыв бокового ветра при посадке, выкат за пределы ВПП. |
25.10.1998 | N143DD | Сан-Хуан | 0/27 | Не включён стояночный тормоз, столкновение с наземным оборудованием. |
16.03.1999 | PT-MFI | Мукури | 0/н. д. | Пожар двигателя. Смог сесть, но получил критические повреждения. |
11.10.1999 | A2-ABB | Габороне | 1/1 | Захват самолёта уволенным пилотом, намеренное столкновение с землёй. |
11.10.1999 | A2-AJD | Габороне | 0/0 | Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта. |
11.10.1999 | A2-ABC | Габороне | 0/0 | Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта. |
12.11.1999 | F-OHFV | Митровица | 24/24 | Столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. |
26.12.1999 | F-WQJN | Динар | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
11.10.2000 | VP-BOF | Богота | 0/н. д. | Повреждён на стоянке в результате столкновения с Boeing 727. |
30.03.2001 | N37AE | Фрипорт | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
18.06.2001 | 4X-ATK | Тель-Авив | 0/н. д. | Аварийная посадка с невышедшей правой стойкой шасси. |
14.09.2002 | PT-MTS | Сан-Паулу | 2/2 | Грузовой рейс, разбился вскоре после набора высоты. |
06.03.2003 | I-ATRF | Рим | 0/45 | Во время руления подломилась левая стойка шасси. |
16.07.2007 | PT-MFK | Сан-Паулу | 0/25 | Выкат с ВПП при посадке, передняя стойка шасси подломилась. |
21.02.2008 | YV1449 | Мерида | 46/46 | Столкнулся со склоном горы вскоре после взлёта. |
08.05.2008 | N904FX | Гринсборо | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
08.05.2008 | N905FX | Гринсборо | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
27.01.2009 | N902FX | Лаббок | 0/2 | Грузовой рейс, посадка до торца ВПП. |
27.01.2009 | PK-YRP | Калимантан | 0/56 | Аварийная посадка после отказа обоих двигателей. Списан. |
13.09.2010 | YV1010 | Сьюдад-Гуаяна | 14/47 | Разбился при заходе на посадку из-за отказа техники. |
19.08.2011 | AI-9501 | Агатти | 0/н. д. | Выкатился с ВПП при посадке. |
09.06.2012 | OK-KFM | Прага | 0/0 | Пожар в ангаре. |
16.06.2012 | G-DRFC | Джерси | 0/43 | Поломка шасси на ВПП при посадке. Списан. |
31.08.2012 | AP-BHJ | Лахор | 0/46 | Выкатился с ВПП при посадке. Списан. |
19.10.2013 | P2-PXY | Маданг | 0/3 | Выкатился с ВПП при прерванном взлёте. Списан. |
12.02.2014 | EI-BYO | Дублин | 0/0 | Получил повреждения в аэропорту во время сильного шторма[4]. |
16.08.2015 | PK-YRN | Новая Гвинея | 54/54 | Столкнулся с горой[5]. |
16.08.2016 | 5H-PWD | Аруша | 0/н.д. | При посадке повредилась правая стойка шасси. |
07.12.2016 | AP-BHO | Хавелиан | 47/47 | За минуту до катастрофы экипаж сообщил о проблемах с двигателем. Врезался в холм[6]. |
04.05.2017 | C-GWEA | 1/25 | Врезался в деревья при взлете, фюзеляж разломился надвое. |
Схема салона
Своеобразная особенность ATR-72 — расположение салона бизнес-класса, он находится в задней части самолёта. Объяснение этому очень простое, вход находится не в передней части, а в хвостовой. На схеме салона ATR 72-500, лучшие места можно найти и выбрать самостоятельно.
Схема расположения салона экономкласса 66 мест (1—18 ряд) — стандартные места экономического класса:
- Места в 1 ряду находятся рядом с аварийными дверями. Но это места с увеличенным пространством перед креслом, что добавляет комфорта.
- Места в 3—10 рядах по правому борту будет удобно занять родителям с маленькими детьми, так как здесь предусмотрены люльки. Как правило, люльки выдаются и крепятся отдельно, это делают бортпроводники после взлёта.
- Места в 8—14 рядах по левому борту предназначены несовершеннолетним пассажирам без сопровождения.
- Места в 17—18 рядах находятся близко к кухне и туалетам. В этом их неудобство, постоянно мимо будут двигаться другие путешественники или бортпроводники.
Как же выбрать самые лучшие места на ATR 72-500? Если есть возможность выбора, главное — определится с собственными приоритетами.
- Места возле иллюминатора, могут порадовать тех, кто любит смотреть в окно, если позволяет погода. Кроме того, сосед не будет постоянно поднимать и просить пропустить. Но значительный недостаток заключается в том, что покидать их весьма неудобно.
- Сидения возле прохода удобны тем, что можно их покидать и занимать при желании. Но зато пассажира, занимающего такое место. постоянно будет тревожить сосед, чтобы выйти. А также остальные пассажиры или бортпроводники постоянно будут проходить рядом.
Бизнес-класс почти ничем не отличается от экономкласса. Разве что, сидения более комфортные, они больше и немного другой формы. Также есть больше свободного места для ног. Пассажиров рассаживают на два кресла.
Места бизнес-класса
Обо всех нюансах модели и более удобного перелёта необходимо спрашивать сотрудников авиакомпании. Так, например, не все кресла имеют откидной механизм или складные подлокотники. Не во всех моделях ATR 72 есть бизнес места. Также, если перелёт предстоит с ребёнком, стоит узнать более подробную информацию о количестве люлек. Иногда их число ограничено. Чтобы обеспечить себе и близким комфортные условия полёта, изучайте схемы, задавайте вопросы и уточняйте информацию на официальных сайтах и у сотрудников компании.
Лётно-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации ATR 42-500.
Источник данных: Jane’s [2]
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 пилота
- Пассажировместимость: до 50 человек
- Грузоподъёмность: 5450 кг
- Длина: 22,67 м
- Размах крыла: 24,57 м
- Высота: 7,59 м
- Площадь крыла: 54,5 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 11,1
- База шасси: 8,78 м
- Колея шасси: 4,1 м
- Масса снаряжённого: 11 250 кг
- Максимальная взлётная масса: 18 600 кг
- Максимальная стояночная масса: 18 770 кг
- Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
- Максимальная масса без топлива: 16 700 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг
- Объём топливных баков: 5736 л
- Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E
- Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)
- Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-ти лопастной
- Диаметр винта: 3,94 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 556 км/ч
- Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)
- Перегоночная дальность: 2963 км
- Практический потолок: 5485 м
- Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²
- : 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)
- Длина разбега: 1163 м
- Длина пробега: 1040 м
Варианты
ATR 42-300
ATR 42-200F авиакомпании FedEx
Оригинальный ATR 42, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.
ATR 42-320
ATR 42-320 авиакомпании Aeromar
Усовершенствованная версия ATR 42-300 с двигателями PW121 (2100 л. с.).
ATR 42-500
ATR 42-500 авиакомпании Air Littoral
Современная версия, идентичная по внешнему виду с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л. с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.
ATR 42-600
Модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая ещё более высокую техническую и лётную эффективность, надёжность, низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будут установлены новые двигатели PW127M, которые будут на 5 % эффективнее показателей двигателей PW127E.
История создания
Первые самолёты ATR 42 поднялись в небо ещё в середине 80-х годов, в это же время начата работа по производству ATR 72. Первый полёт этого воздушного судна приходится на 1988 год.
После, моделью заинтересовалось финское авиапредприятие Kar-Air и начало использовать для авиаперевозок. Самолёт версии ATR 72-500 был сертифицирован в начале 1997 года. Он получил турбовентиляторные двигатели, винты с шестью лопастями, улучшенную и более новую авионику.
С конца 2007 года концерн работает над созданием модели ATR 72—600. Новейшие двигатели, увеличенная взлётная мощность, современная бортовая электроника. Повышена безопасность полётов с помощью многоцелевого компьютера. Этот самолёт уже заказан для авиаперевозок компаниями Royal Air Maroc Express и Air New Zealand.
Самолет ATR 72 стал базовой моделью для создания люксовых, грузовых и транспортных вариантов. Налаженное производство и регулярное введение новых конструкций, технологий, усовершенствований разного рода было оценено по достоинству. Как результат, ежедневно совершают полёты около 615 воздушных судов марки ATR 72.
Создание воздушного транспорта
Первая модель АТР 42 была введена в эксплуатацию в начале 1984 года. Пробная версия вызвала неимоверный интерес, поэтому европейские производители решили наладить массовое создание самолетов, внося изменения в технические параметры техники:
Вышеперечисленные версии практически не отличаются друг от друга по внешним признакам, если не принимать во внимание обновленные винты, что видно на фото. .
Самолт ATR 42-500
Самолт ATR 42-500
Тем, кому довелось летать на самолетах АТР 42, оставляют весьма лестные отзывы относительно удобства и комфорта в салоне, особенно если произвести сравнение с моделями АН-24. Конечно, оценить летные характеристики пассажиры не могут, зато удобные кресла и довольно широкий проход, смогли отметить многие.
Разумеется, рассматриваемый воздушный транспорт не идет в сравнении относительно удобства с лайнерами, обслуживающими межконтинентальные перелеты. Ведь проход в салоне АТР-42 намного уже, кресла расположены в непосредственной близости друг к другу, да и закуски предлагаются не так часто. Зато если рассматривать региональные версии, обслуживающие непродолжительные авиаперелеты, то самолет АТР-42, причем любой модификации, обеспечивает довольно высокий уровень комфорта.
Концерн ATR ведет свою деятельность не только в области производства пассажирских воздушных средств, но и затрагивает иные области авиации, к примеру, военную. Поэтому вовсе не удивительно, что производитель занимается сборкой военных версий на базовой платформе АТР-42.
Воздушный транспорт производится на заводах, принадлежащим как французской, так и итальянской стороне. К примеру, хвостовое оперение и фюзеляж собирается в Неаполе, а крыло изготовляется во французском городе Бордо. Окончательная сборка техники осуществляется в Тулузе, после того как все элементы для производства будут подготовлены. Производители уже предоставили своим заказчикам более 900 моделей АТР-42 различной модификации и продолжают активно вести совместную деятельность. Лучше рассмотреть самолет АТР-42-500 вы сможете на видео.
Примечания
ATR 42 на Викискладе |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Авиакосмическая техника Sud Aviation/Aérospatiale |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Самолёты |
|
||||
Вертолёты |
|
||||
Прочая техника |
|
Расположение мест в салоне и интерьер
Самолет ATR 42-500 выполняет полеты на линиях небольшой протяженности, следовательно, компоновка обычно состоит из экономического салона. Есть модели, выполненные в индивидуальном плане, для корпоративных полетов и высокопоставленных лиц.
Лайнер может вмещать на борту в среднем от сорока до пятидесяти пассажиров, что отражено и в названии.
Интерьер салона имеет хорошую шумоизоляцию, комфортное освещение и обивку.
Кресла удобные, облегченные. Полки для багажа сделаны большего размера, чем ранее. В полете имеются горячие блюда и напитки.
Схема салона 2/2, один проход. Обычно имеется 12 рядов. Наилучшим является первый ряд, здесь можно удобно расположиться даже самым высоким пассажирам. Худшими местами считаются кресла в последнем ряду, неблагоприятна близость к туалетам. В хвостовой части салона скапливается очередь в санузлы.
Описание самолета ATR 72
Для нового поколения воздушных судов ATR-72-500 сделан удлиненный корпус на 4,5 метра, увеличен размах крыльев, значительно повысился размер топливных баков. В этой модели, как и в прошлых, действуют канадские турбовинтовые двигатели, которые дают значительно больше мощности. Увеличена грузоподъемность, возможность брать большее число пассажиров.
Цифра 72 после буквенной аббревиатуры означает количество мест.
Таким образом, самолёт атр 72 способен перевезти 72 авиапассажира. В конструкции используются композитные материалы, которые способствуют облегчению веса воздушного судна, усиливают крепость деталей и снижают риск коррозии. Фото самолёта ATR 72 поможет получить представление о том, как выглядит это воздушное судно.