Оглавление
- Информация о воздушных воротах
- Предложения авиаузла
- Общепит
- Процедура оформления
- Дополнительные услуги комплекса
- Трансфер
- Аэропорт Домодедово, фото и описание аэропортаАрхитектура,Творения людей
- Приготовление еды
- Все фото аэропорта Москва Домодедово 111
- Управление аэропортом
- Диспетчеры
- Служба безопасности
- Порядок прохождения пограничного контроля
- Видео — Как устроен аэропорт Домодедово
- Заправка самолетов
Информация о воздушных воротах
Авиахаб знаменит далеко за пределами столицы – здесь ежегодно проходят десятки миллионов туристов. Отсюда вылетают воздушные суда более чем в 187 направлениях. Причем 70 путей – уникальные для московских авиалиний маршруты. Ежегодно обслуживание в аэропорту становится лучше и качественнее, и число клиентов тут возрастает регулярно.
Домодедово — аэропорт, который занимает 135 000 кв. м, поэтому сориентироваться тут впервые сложно
Взлетно-посадочный комплекс первым в стране прошел международную сертификацию стандарта качества. В 2015 году через эти воздушные ворота обслужено 30 500 000 человек. Здание аэровокзала занимает 135 000 м², поэтому путешественникам, которые вылетают отсюда впервые, целесообразно поинтересоваться, сколько терминалов в Домодедово и узнать подробности планировки комплекса.
Новичку затруднительно найти нужные стойки или территорию вылета, плохо ориентируясь в схеме залов. Помните, строение включает три яруса, где два этажа возвышаются над землей и оборудован цокольный уровень. Что касается терминалов, сектора расположены цельным ансамблем.
Здесь функционирует «островная» система установки стоек регистрации – большинство таких участков пассажиры увидят на первом этаже. Здесь же оборудованы комнаты ожидания, зоны прилета и вылета трансконтинентальных и внутренних маршрутов. Причем в блоке перелетов по стране путешественникам удастся пройти контроль багажа или получить вещи, посетить медицинский пункт, торговые точки и кафетерии. Отсюда обустроен и выход к станции «Аэроэкспресса».
Для пассажиров аэровокзала функционирует четыре входа в здание
На втором этаже туристы найдут многочисленные магазины беспошлинной торговли, заведения общественного питания, отделение миграционной службы, официальные представительства авиалиний. Тут удастся посетить отделения крупных банков и дождаться рейса в комфортабельном СПА салоне.
В цоколе постройки установлены отделения паспортного контроля, зоны для туристов, чьи возможности ограничены, гардеробные и камеры хранения. Тут оборудованы детские торговые точки, душевые. Отдельно обустроен комплекс магазинов и кафетериев, где удастся прогуляться в ожидании вылета лайнера. Рассмотрим подробнее, что представляет собой Домодедово: схема аэропорта, услуги, оказываемые клиентам, расположение функциональных зон.
Предложения авиаузла
Комплекс предлагает достойные условия ожидания самолета. Здесь доступны комфортные стойки для прохождения контроля, заведения питания разных форматов, удобные и широкие залы ожидания, приятные сотрудники, которые обеспечивают путешественников необходимыми удобствами. Изучим, как выглядит карта авиаузла с нанесенными туда заведениями.
Общепит
Путешественники, которые ждут самолет, без проблем удастся перекусить – внутри аэровокзала оборудованы заведения для приема пищи. На втором уровне аэровокзала и в зонах для отправления трансконтинентальных рейсов туристы найдут рестораны. Бары и различные кафетерии открыты на общественной территории первого и верхнего ярусов и обеих стерильных зонах. Приверженцы быстрого питания увидят любимые заведения на втором уровне здания в общей зоне либо в галереях, откуда отправляются рейсы по России.
Процедура оформления
Здесь места прохождения регистрации четко разделены на зоны. По территории аэроузла работают семь островов, которые включат 20 секций. Отделения, где удастся оформиться, установлены вдоль здания. Кроме того, пассажиры вправе самостоятельно пройти эту процедуру в специальных терминалах.
Зона регистрации пассажиров расположена на первом этаже терминала
Чтобы не возникло проблем с оформлением, не забывайте дома документ, подтверждающий личность. Если же человек бронировал e-ticket, понадобится предъявить бумажный аналог маршрутного листа. Таможенный досмотр начинается по завершении регистрации. В ситуациях, когда турист предпочел оформление в сети, уместно направиться непосредственно к стойке приема багажа.
Дополнительные услуги комплекса
Аэроузел Домодедово регулярно улучшает обслуживание для пассажиров, и стремится организовать максимально комфортные условия. Для клиентов здесь функционирует бизнес-зал для ожидания со всеми удобствами. Присутствует тут и отдельная комната для официальных лиц и ведения переговоров.
VIP зал для пассажиров
Путешественникам с маленькими детьми целесообразно провести ожидание перелета в зале матери и ребенка, который функционирует круглые сутки. Тут доступны пеленальные комнаты для младенцев и игровые зоны. Кроме того, аэропорт располагает специальной службой помощи людям с ограниченными возможностями. Такая организация будет сопровождать инвалидов или пенсионеров к стойкам регистрации, содействовать другим процедурам.
Авиахаб предлагает инвалидам бесплатные места на парковках, трансфер, услуги сопровождения. Таким людям предлагают отдых в отдельных залах, перемещение по территории комплекса в специально оборудованных лифтах, посещение приспособленных под специальные потребности санузлов.
Для верующих разных религий здесь также максимально учтены пожелания пассажиров. На первом ярусе строения туристы обнаружат мусульманскую мечеть «Сафар». Православные верующие посетят часовню Архангела Михаила, которая оборудована на втором уровне комплекса.
Трансфер
В аэропорту доступна перевозка транзитных пассажиров на территорию , если рейс предполагает пересадку в Домодедово. Чтобы воспользоваться сервисом, поищите информационные таблички с надписью «трансфер». Навигация приведет путешественника к стойке, где оказывают подобные услуги. Если путешественник просто делает стыковку в Домодедово, а транспортировка вещей оформлена до пункта прибытия, волноваться не уместно – процедуры перевозки клади пройдут без проблем.
В аэропорту функционирует стойка, где удастся оформить трансфер в другие аэровокзалы Москвы
Аэропорт Домодедово, фото и описание аэропортаАрхитектура,Творения людей
- vmire
- 18.04.2015
- 4038
- 1 Комментарии
Международный московский аэропорт Домодедово является одним из самых красивых и известных в нашей стране. Кроме того, это самый крупный российский комплекс, он входит в двадцатку самых больших европейских аэропортов. Дата постройки – май 1962 года.
Добраться до Домодедово можно буквально в любое время суток – он находится в двадцати км от столицы. С Москвой его связывает современная скоростная автомагистраль. Также можно воспользоваться автобусами-экспресс, электропоездом и аэроэкспрессом. На территории комплекса находится автомобильная стоянка, более чем на пять тысяч парковочных мест.
По объему пассажирских перевозок аэропорт Домодедово является лидером нашей страны. Только в прошлом году пассажиропоток его составил более двадцати двух миллионов людей. Здесь на регулярной основе выполняют свои авиарейсы восемьдесят одна компания. При этом тридцать семь из них – это зарубежные перевозчики.
Двести десять – такова цифра постоянных рейсов из аэропорта. Здесь есть направления в заграничные государства, страны Ближнего Зарубежья и абсолютно все регионы России. Расписание рейсов более чем насыщенное. Для удобства международное и российское направления разделены по регистрационным стойкам. Внутри страны полеты регистрируются справа, зарубежные авиарейсы регистрируют слева от центрального входа.
На сегодняшний день комплекс Домодедово способен предоставлять своим пассажирам услуги, которые соответствуют нормам международного уровня. Три года назад он был признан «Лучшим аэропортом года стран СНГ».
- Карта
- ВИДЕО
- View
Аэропорт Домодедово на карте. Координаты 55°24′31″ сш 37°54′22″ вд
Споттинг в Домодедово — ВИДЕО
Панорама. В центре зала регистрации, второй этаж. Sergey Nyrkov
Общая площадь Домодедово составляет сто тридцать пять тысяч квадратных метров. На территории располагается комфортабельная четырех звездная гостиница «Аэроотель», просторный и комфортный зал ожиданий, магазины Дьюти Фри, точки питания, острова регистрации и т.д.
Также в здании аэропорта находятся две аптеки, есть медпункт. В целом можно говорить о том, что здесь имеется абсолютно все, что необходимо для удобства пассажиров.
В планах Группы ИСТ ЛАЙН внедрить колоссальный план развития аэропортового комплекса до 2020 года. Домодедово будет реконструироваться с учетом ожидаемого роста числа пассажиров.
Аэропорт Домодедово — ФОТО
Приготовление еды
9. Еду, которую подают пассажирам в самолетах, готовят на предприятии «Домодедово кэтеринг сервис», которое находится непосредственно на территории аэропорта. Это самая большая в России и одна из крупнейших в Восточной Европе фабрика еды для пассажиров всех классов обслуживания. Практически все блюда готовят непосредственно здесь, что позволяет контролировать продукт на всех этапах производства.
10. Всего фабрика занимает около 24 тысяч квадратных метров. Производственная мощность фабрики, которая работает круглосуточно на протяжении всей недели, сейчас составляет до 80 000 рационов в сутки. В «Домодедово кэтеринг сервис» работает более 1500 человек 280 специальностей. Фабрика обеспечивает продукцией около 80% отечественных авиакомпаний, выполняющих рейсы из Домодедово, а также ряд крупных зарубежных авиаперевозчиков.
11. В «Домодедово кэтеринг сервис» производят около 460 наименований блюд. При участии мишленовского шеф-повара Райнера Зигга была создана концепция питания «Мир на тарелке», сочетающая русскую, европейскую, азиатскую и американскую кухни. Помимо стандартных рационов, на фабрике производят мусульманскую, лечебную, вегетарианскую и детскую еду. Кошерные продукты в аэропорт заказывают с отдельного производства.
12. Приготовление еды для самолета не сильно отличается от аналогичного процесса в обычных ресторанах. Правда, в целях безопасности для бортового питания запрещено использовать сырые продукты, творог, сливки животного происхождения и мясо средней прожарки. Для приготовления горячего питания используется технология «Cook and chill». Она включает в себя три основных этапа — тепловую обработку, шоковое охлаждение и заморозку. Благодаря этому еду можно хранить до 30 суток при температуре –18 градусов.
Все фото аэропорта Москва Домодедово 111
- Сортировать по:
- Дате
- 100
- 4
- 0
Аэровокзал аэропорта Домодедово
- 128
- 2
- 0
Аэровокзальный комплекс аэропорта Домодедово
- 267
- 1
- 0
Новое крыло для международных рейсов в аэропорту Домодедово
- 198
- 0
- 0
Аэровокзальный комплекс аэропорта Москва Домодедово
- 268
- 4
- 0
Пассажирский терминал и привокзальная площадь аэропорта Москва Домодедово
- 251
- 1
- 0
Аэровокзальный комплекс аэропорта Домодедово
- 341
- 8
- 0
Аэровокзал аэропорта Домодедово
- 779
- 14
- 0
Вид сверху на аэропорт Москва Домодедово
- 466
- 4
- 0
В полете над аэропортом Москва Домодедово
- 439
- 6
- 0
Строительство нового терминала в аэропорту Домодедово
- 1063
- 7
- 0
Представительство авиакомпании S7 Airlines в аэропорту Домодедово
- 518
- 5
- 0
Самолеты у гейтов аэропорта Домодедово
- 1213
- 11
- 0
На втором этаже аэровокзала аэропорта Домодедово
- 964
- 9
- 0
Зона прилета международных рейсов в аэропорту Домодедово
- 1370
- 21
- 0
Зона прилета международных рейсов в аэропорту Домодедово
- 1184
- 12
- 0
Регистрация на рейсы Азербаджанских авиалиний в аэропорту Домодедово
- 1219
- 8
- 0
Бизнес-зал “S7 Comfort” в аэропорту Домодедово
- 914
- 2
- 0
На 3-м этаже в чистой зоне внутренних авиалиний аэропорта Домодедово
- 1022
- 3
- 0
Центральный зал в аэропорту Домодедово
- 891
- 3
- 0
В чистой зоне внутренних линий аэропорта Домодедово
- 908
- 5
- 0
В чистой зоне внутренних линий аэропорта Домодедово
- 1143
- 5
- 0
Принтеры мобильных посадочных талонов S7 Airlines в аэропорту Домодедово
- 1427
- 7
- 0
Зона прилета международных рейсов в аэропорту Домодедово
- 2010
- 33
- 0
Аэровокзал аэропорта Домодедово со стороны перрона
- 848
- 2
- 0
В чистой зоне внутренних вылетов аэропорта Домодедово
- 1225
- 3
- 0
Киоски самостоятельной регистрации S7 Airlines в аэропорту Домодедово
- 839
- 4
- 0
В чистой зоне международных вылетов аэропорта Домодедово
- 945
- 6
- 0
В чистой зоне международных вылетов аэропорта Домодедово
- 828
- 1
- 0
На 2-м этаже аэровокзала аэропорта Домодедово
- 807
- 0
- 0
Зона кафе и магазинов на 2-м этаже терминала аэропорта Домодедово
- 857
- 1
- 0
Центральная часть аэровокзала аэропорта Домодедово
- 899
- 1
- 0
Киоски самостоятельной регистрации в аэропорту Домодедово
- 1184
- 5
- 0
Регистрация на рейс Вьетнамских авиалиний в аэропорту Домодедово
- 938
- 5
- 0
Магазины Duty-Free в аэропорту Домодедово
- 944
- 3
- 0
Регистрация на рейс Катарских авиалиний в аэропорту Домодедово
- 714
- 2
- 0
В чистой зоне международных вылетов аэропорта Домодедово
- 743
- 2
- 0
На 3-м этаже чистой зоны аэропорта Домодедово
- 695
- 2
- 0
Пассажирский терминал и станция Аэроэкспресса аэропорта Домодедово
- 941
- 5
- 0
Зал прилета в аэропорту Москва Домодедово
Управление аэропортом
24. Еще одна важная система в работе аэропорта — это RMS (Resourse Management System — система управления ресурсами). Именно она обеспечивает работу аэропорта как такового. Эта система в реальном времени планирует использование ресурсов терминала — как человеческих, так и технических. RMS автоматически рассчитывает, когда к определенному месту стоянки должен подъехать обслуживающий персонал, машины или люди, на какие стойки должны подойти агенты регистрации и так далее. RMS состоит из нескольких «звеньев». Первое — это программная оболочка, а последнее — непосредственный исполнитель задачи. Важным звеном также являются диспетчеры, которые, с одной стороны, внимательно следят за работой системы, а с другой — выполняют роль посредника между исполнителями и самой системой. Для связи с системой/диспетчерами сотрудники оснащены защищенными КПК. Они могут выдержать падение с 200 метров и обладают защитой от пыли и влаги по стандарту IP64 (соответствует полной защите от пыли в любом количестве, а также защите от брызг воды, направленных под любым углом). При температуре до –45 градусов они могут работать 6-8 часов без подзарядки. Когда сотрудник приходит на работу, он отмечает прибытие и берет карманный компьютер. На устройство поступают задачи по обслуживанию воздушного судна. Исполнитель отмечает их выполнение или проблемы, возникшие при выполнении. Интерфейс достаточно аскетичен — кнопок очень мало. Самые важные — «ОК» и «Связаться с диспетчером». Стоит отметить, что кнопка «Отказаться» в интерфейсе отсутствует.
25. Диспетчер в окне своего рабочего компьютера видит ресурсы, которыми он управляет, и задачи, которые он должен выполнить. Стоит отметить, что ресурсы могут отличаться для разных компаний — к примеру, у аэропорта есть штатные агенты регистрации (их можно узнать по зеленым платкам или галстукам), но многие компании предпочитают использовать на стойках собственных сотрудников. Также диспетчер видит прогнозируемые пики и спады загруженности ресурсов. Это позволяет понимать, когда, к примеру, сотрудников можно отпустить на обед. С одной стороны, все автоматизировано, с другой — система не может быть только автоматической. В первую очередь, это небезопасно (систему могут взломать, в ней может произойти сбой и так далее), но может быть и так, что просто какую-либо задачу лучше выполнит не тот человек, которому она была отписана, а другой. Поэтому вся информация при необходимости может вбиваться вручную. Напротив исполнителей указана их квалификация (какие задачи может выполнять тот или иной человек), что облегчает ручной ввод данных. Также в интерфейсе диспетчера указано время начала и окончания смен. Помимо обязательных услуг (заправка самолета, обработка противообледенительным составом и так далее) экипажи могут заказывать специальные дополнительные услуги — к примеру, протереть стекло в кабине пилота. В таком случае командир воздушного судна звонит диспетчеру и оставляет заявку, а диспетчер через RMS отправляет эту задачу кому-либо из исполнителей. Возможные услуги прописаны в договоре авиакомпании и аэропорта. В отличие от системы сортировки багажа, работу RMS сторонний наблюдатель не замечает вовсе. Пассажиры видят только результат работы этой системы (вовремя улетевший самолет), но не ее саму. Максимум, что может увидеть пассажир, — номер выхода, загоревшийся на табло прилета или вылета, а также номер рейса на информационном табло автобуса. Домодедово на протяжении как минимум последних семи лет лидирует в списке наиболее загруженных аэропортов России, опережая как Шереметьево с Внуково, так и Пулково. С 2008 года пассажиропоток в Домодедово вырос с 20 до 33 миллионов человек, в то время как в Шереметьево он вырос с 15 миллионов до 31, а во Внуково поток пассажиров увеличился всего на 4 миллиона — с 8 до 12. Домодедово также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.
Диспетчеры
13. В функции диспетчерского центра входит обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэродрома Домодедово. Управляют воздушным движением при помощи технологии TOWER на русском и английском языках. Все, что происходит на летном поле аэродрома, происходит только после команд диспетчеров. Это касается как и пилотов, так и наземных технических служб. Диспетчерский центр работает в режиме 6 смен, в каждой — 10 человек. Каждая смена состоит из руководителя полетов, старшего диспетчера и 8 диспетчеров. Режим работы диспетчера не может превышать 36 часов за одну неделю. На свою смену диспетчеры выходят по графику времени суток: день, утро, ночь. При выходе на работу проводится 15-минутный инструктаж, еще столько же уходит на прием и сдачу дежурства.
14. После того как самолет подготовили к полету, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера разрешение на полет. Затем за несколько минут до вылета борт запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей, далее начинается подготовка к взлету. Также диспетчер руления должен сообщать маршрут к взлетно-посадочной полосе и давать разрешение выруливать на предварительный старт — место на рулежной дорожке прямо перед полосой. Как только экипаж занимает предварительный старт, управление самолетом переходит к диспетчеру старта, который должен разрешить занять исполнительный старт — то есть вырулить непосредственно на полосу и выровняться по ее осевой линии. Также этот диспетчер сообщает условия для взлета и дает разрешение на взлет после того, как экипаж сообщает о своей полной готовности. После взлета самолет начинает контролировать Московский аэроузловой диспетчерский центр. Там судно последовательно обслуживают диспетчеры круга и диспетчер нижнего подхода, которые вносят коррективы в процесс выхода на воздушную трассу. Затем в работу вступает диспетчер верхнего подхода, который контролирует воздушное судно, пока оно не займет предписанный ему эшелон и выйдет из Московской воздушной зоны. В конце концов обслуживание самолета передается диспетчерам Районного диспетчерского центра, которые контролируют судно уже на эшелоне.
15. Диспетчер в аэропорту — крайне стрессовая работа, связанная с сильными эмоциональными перегрузками. По правилам, после двух часов работы диспетчеру положен 20-минутный перерыв, а при высокой интенсивности 10-минутный перерыв назначается после каждого часа работы. Три выходных дня дается после ночного дежурства, а отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных (которые даются из-за вредных условий труда), что в итоге составляет целых 67 дней. Стоит отметить, что со временем работа диспетчера подверглась некоторым изменениям — эти люди нужны скорее не для управления воздушным судном, а для его обслуживания. Сейчас основная задача диспетчеров — это предотвращение опасных сближений с другими объектами, а также обеспечение экипажа самолета метеорологической и аэронавигационной информацией.
Служба безопасности
8. При проведении досмотра пассажира в Домодедово активно используются методы профайлинга — то есть выявление человека, вынашивающего противоправные замыслы. Залы аэропорта, производственные зоны и пункты досмотра находятся под контролем систем аудио- и видеонаблюдения 24 часа в сутки. Здание аэропорта патрулируется сотрудниками кинологической службы с собаками, которые прошли специальную подготовку по нахождению взрывчатых веществ. Сотрудники кинологической службы также используются для обследования подозрительных предметов, автотранспорта и при поступлении сигналов о возможных террористических актах. Системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, переносные детекторы взрывчатых веществ — именно эти и многие другие технические средства используются службой безопасности для предполетного досмотра. Также сейчас в аэропорту все пункты досмотра оборудованы современными сканерами SafeScout 100 — те самые аппараты высотой в человеческий рост, на которых вас просят встать на специальные отметки и поднять руки. Эти устройства находят скрытые на теле человека предметы из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Сканер излучает активные миллиметровые волны, не проникающие через кожу человека, а отражающиеся от нее при низком уровне мощности. Подобные аппараты полностью безвредны. Эти сканеры призваны ускорить прохождения пассажирами процедуры досмотра, так как каждое сканирование занимает всего 3 секунды. Видеокамеры контролируют каждый самолет во время стоянки на перроне аэропорта. Перед тем как там окажутся пассажиры, каждое воздушное судно подвергается обязательному предполетному досмотру салона и багажных отсеков. Весь багаж, поступающий на самолет, досматривается служебными собаками, газоанализаторами, а также рентгенотелевизионными интроскопами с функцией определения органических и неорганических соединений. Досматривают помимо этого и все бортовые запасы вроде питания, оборудования и товаров, которые находились под видеоконтролем с момента комплектации и до погрузки на борт. В контролируемую зону аэропорта транспорт проезжает только после проверки личного пропуска водителя и пропуска на транспортное средство. При этом саму машину, водителей и всех пассажиров еще обязательно досматривают. Если что-то пойдет не так, транспорту будет не так просто проникнуть внутрь аэропорта — контрольно-пропускные пункты оборудованы специальными средствами принудительной остановки автотранспорта.
Порядок прохождения пограничного контроля
Для того и не ждать очередей, рекомендуется приезжать в аэропорт пораньше, минимум за 2,5 часа до времени отправления самолета. После регистрации по билету у стойки авиакомпании на первом этаже, пассажиры отправляются на второй этаж. Там, пройдя через таможенные стойки, можно подойти к кабинам паспортного контроля, либо спуститься по эскалатору к кабинам на первом этаже. В Домодедово присутствуют некоторые кабины, на которых указано «Для граждан России/For Russian citizens». Эти кабины сделаны специально для тех, у кого есть гражданство РФ. Все остальные кабинки – для любых пассажиров любых национальностей.
На заметку! Процедура паспортного контроля проводится всего несколько минут, однако большие очереди часто затягивают время.
Здание аэропорта Домодедово внутри
Внимание! Если Вы летите транзитом с пересадкой, повторно проходить паспортный контроль Вам не потребуется. Вам будет нужно лишь получить новый посадочный талон
В подавляющем большинстве случаев, при регистрации в Домодедово Вам дадут сразу два посадочных талона на оба рейса.
Видео — Как устроен аэропорт Домодедово
Заправка самолетов
16. В аэропорт топливо попадает либо по железной дороге, либо по трубопроводу. По железной дороге доставляется топливо с заводов по всей стране — выбор поставщиков зависит преимущественно от цен. Из железнодорожных цистерн топливо перекачивается в резервуары объемом 5000 кубических метров. Трубопровод же идет от Володарской нефтебазы, которая связана со всеми другими московскими аэропортами. В гражданской авиации используются два вида топлива: ТС-1 и РТ. Первое предназначено для самолетов, а второе — для реактивных двигателей. Все топливо проходит полный анализ по 12 показателям в специальной химической лаборатории, только после этого попадая на хранение в центральную заправочную станцию аэропорта. В среднем узкофюзеляжные реактивные самолеты наполняются примерно на 20 тонн топлива, Boeing-747 берет 200 тонн, а Airbus A-380 — почти 300.
17. Заправка перед отправлением может происходить двумя основными способами. Более очевидный из них — к самолету подъезжает машина с топливом. Менее очевидный и редкий — использование насоса прямо на месте стоянки. Дело в том, что под перроном (большое пространство позади аэропорта — не следует путать его с взлетно-посадочной полосой) проложены трубопроводы от емкостей с горючим, а большинство мест стоянки самолетов оборудовано насосом, позволяющим заправиться практически «от асфальта». Стоит отметить, что рынок такой заправки не монополизирован, поэтому есть возможность выбора компании, у которой покупать топливо.