Оглавление

  • Трудная судьба первого пассажирского реактивного лайнера
  • Ссылки
  • Пятнадцатый
  • Первые реактивные пассажирские самолет
  • Экологические и моральные аспекты использования
  • Временные Яки и МиГи
  • Взлетел Докажи
  • Пассажирские авиаперевозки
  • и с третьего по пятое
  • Золотая лихорадка воздухоплавания
  • Первый самолет
  • Мифы и реальность
  • Арадо
  • типы пассажирских самолётов
    • Широкофюзеляжные
    • Узкофюзеляжные
    • Региональные
    • Местные
  • Рожденный ползать летать не может
  • Илья Муромец первый самолет для пассажиров
  • Первые мировые прототипы
  • Видео
  • Запоздалый корейский привет
  • Летательный аппарат Можайского
  • Создание самолета Ту 104. Особенности конструкции
  • Boeing 777-300ER
  • Что означает реактивный
  • Начало создания самолетов в СССР
  • Boeing 747
  • Германия страна первых реактивных аппаратов
  • Ил-86 первый советский серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет
  • Риски и доработки
  • Поколения истребителей первое, второе
  • История развития реактивных самолетов
  • Другие признаки современного реактивного самолета
  • Ю-287
  • Несколько интересных фактов
  • Последние статьи
  • Двухконтурные двигатели
  • Опасная профессия
  • Первые попытки создания реактивного самолета
  • Примечания

Трудная судьба первого пассажирского реактивного лайнера

Несмотря на серьезные аварии, самолет Ту 104 продолжал выпускаться. Официально выпуск машин был прекращен в 1960 году, ввиду высокого процента аварийности летающих машин этого типа. За 5 лет советские авиазаводы выпустили 201 машину в различных модификациях. На пассажирских маршрутах летали Ту 104А вместительностью 70 человек и Ту 104Б с салоном, рассчитанным на перевозку 100 пассажиров.

По количеству аварийных случаев советский пассажирский лайнер Ту 104 уступал только британскому самолету «Комета». За все годы эксплуатации произошло 37 серьезных аварий и катастроф, повлекших гибель 1140 человек.

Советский самолет был первым по многим аспектам. Впервые в Советском Союзе на линии вышла машина, которая могла предложить пассажирами высокий уровень комфорта. Вслед за появлением Ту 104 в самолетном парке «Аэрофлота» стала кардинально меняться инфраструктура аэродромного хозяйства. Для обслуживания самолетов этого класса требовалась специальная обслуживающая техника, мощные тягачи, заправщики и самодвижущиеся трапы. Для обслуживания самолета требовались новые кадры, включая пилотов высокой квалификации и бортовой обслуживающий персонал.

Машина, безусловно, стала прорывом в области гражданских пассажирских авиаперевозок. Однако самые главные принципы для пассажирских перевозок – надежность и безопасность, для этого самолета были несвойственны. Причина слабой надежности конструкции авиалайнера кроется в технических просчетах, допущенных в процессе конструирования машины. Работы велись в авральном режиме, поэтому говорить обо всех просчитанных вариантах не приходилось.

Основной порок, которым страдала машина и не удалось устранить конструкторам, заключался в неустойчивости самолета во время полета. Высокая скорость, которой поначалу гордились советские авиаконструкторы, стала главным препятствием на пути повышения безопасности. На малых скоростях самолет легко срывался в штопор. Во время посадки требовалось большое умение пилотов, чтобы посадить машину на больших скоростях. На безопасность полетов влияло несовершенство радионавигационного оборудования. При таком количестве серьезных недостатков, какими обладала машина Туполева, говорить об успешной и длительной эксплуатации не приходилось. Самолет Ту 104 стал первой в своем классе советской пассажирской машиной, однако далеко не самой лучшей.

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 27 января 2013 года.
Общественный транспорт
Виды транспорта
Рельсовый
  • Железнодорожный: Моторвагонный подвижной состав

    • Электропоезд
    • Дизель-поезд
    • Автомотриса
    • Рельсовый автобус
  • Маглев
  • Монорельс
  • Пригородный поезд
  • Regionalbahn
  • S-Bahn
  • Высокоскоростная железная дорога
  • Фирменный пассажирский поезд
  • Фуникулёр
  • Историческая железная дорога
  • Метрополитен: Лёгкий метрополитен
  • Метрополитен на шинном ходу
  • Автоматический лёгкий состав
  • Легкорельсовый: Канатный
  • Конка
  • Паровой
  • Трамвай

    • Скоростной трамвай
    • Штадтбан
    • Подземный трамвай
    • Трамвай-поезд
    • Междугородный и пригородный
Безрельсовыймаршрутный
  • Автобус: Электробус
  • Скоростной автобусный транспорт
  • Перронный
  • Школьный
  • Дальнего следования
  • Маршрутное такси
  • Джипни
  • Троллейбус: Гиробус
  • Исторический: Дилижанс
  • Омнибус
  • Шарабан
  • Гибридный: Шпурбус
  • Дуобус
  • Трамвай на шинах

    • Транслор
  • Паратранзит
  • Персональный автоматический транспорт
Водный
  • Паром
  • Пароход
  • Теплоход
  • Речной трамвай
  • Судно на воздушной подушке
  • Судно на подводных крыльях
  • Трекварт
Воздушный
  • Самолёт

    • Широкофюзеляжный
    • Узкофюзеляжный
    • Региональный
    • Местный
    • Сверхзвуковой
  • Вертолёт
  • Дирижабль
Наёмный
  • Такси
  • Каршеринг
  • Извозчик
  • Кэб
  • Рикша
  • Велорикша
  • Моторикша
  • Гондола
Прочий
  • Карпулинг
  • Канатная дорога
Основные понятия
Общие
  • Транспортная система
  • Пассажир
  • Багаж

    • Ручная кладь
  • Салон
  • Маршрут

    • Маршрутоуказатель
    • Нулевой рейс
    • Экспресс
Посадкаи высадкапассажиров
  • Остановка: Конечная остановка
  • Остановочная платформа
  • Остановочный пункт
  • Остановка по требованию
  • Нетарифная остановка
  • Станция: Железнодорожная

    • Узловая
  • Станция метрополитена
  • Автостанция
  • Вокзал: Железнодорожный
  • Аэровокзал
  • Автовокзал
  • Морской
  • Речной
  • Порт: Морской
  • Речной
  • Пристань
  • Аэропорт
  • Трап: Корабля
  • Самолёта

    • Откидной
    • Самоходный
    • Телескопический
    • Аварийный
  • Стоянка такси
  • Перехватывающая парковка
  • Транспортный узел
Оплатапроезда
  • Билет

    • Электронный проездной билет
    • Безденежный билет
    • Сквозной билет
  • Оплата кондуктору
  • Билетный автомат
  • Договор перевозки
  • Бесплатный транспорт
  • Оплата на остановке
Инфраструктура
  • Депо

    • Автобусный парк
    • Железнодорожное депо
  • Обгонная полоса
  • Выделенная полоса
  • Одностороннее кольцо
  • Сплетение путей
  • Тяговая подстанция
Управление
  • Диспетчер

    • Авиадиспетчер
  • Расписание
  • Индекс пробок
  • Спутниковый мониторинг
  • Провозная способность
  • Час пик
  • Портал
  • Проект

Пятнадцатый

Этот самолет стал легендой. Он строился невиданными для мирного времени сериями, как в боевом, так и в спаренном учебном варианте. В конструкции МиГ-15 применены многие революционные технические решения, впервые сделана попытка создания надежной системы спасения пилота (катапульты), его оснастили мощным пушечным вооружением. Скорость реактивного самолета, небольшого, но очень эффективного, позволяла ему одерживать победы над армадами тяжелых стратегических бомбардировщиков в небе Кореи, где заполыхала война вскоре после появления нового перехватчика. Неким аналогом МиГа стал американский «Сейбр», построенный по сходной схеме. В ходе боевых действий техника попадала в руки противника. Советский самолет угнал северокорейский летчик, соблазненный огромным денежным вознаграждением. Подбитого «американца» удалось вытащить из воды и доставить в СССР. Происходил взаимный «обмен опытом» с перениманием наиболее удачных конструкторских решений.

Первые реактивные пассажирские самолет

Первым реактивным самолетом для пассажиров считается, созданный британцами, “Комета-1”. Он был испытан 27 июля 1949 года. У него было 4 турбореактивных двигателя, а салон был рассчитан на 32 пассажира. Кроме этого, на него установили 2 ускорителя на перекиси водорода. Его использовали на трассах в Европу и Африку. Например, Лондон — Йоханнесбург с остановками по пути. Время всего рейса составляло 23,5 часа.

Комета-1.

Позднее были разработаны “Комета-2” и “Комета-3”, но они не оправдали надежд и были сняты с производства из-за усталости металла и недостаточной прочности фюзеляжа. И все же некоторые модификации используются до сих пор для проектирования истребителей ВВС Великобритании.

Шестью годами позже, СССР представил ТУ-104. Первый советский реактивный пассажирский самолет. Впервые он поднялся в воздух 15 июня 1955 года. А.Н.Туполев взял за основу своего проекта бомбардировщик с реактивными двигателями ТУ-16. Он просто увеличил фюзеляж, опустил крыло под него, а в салоне расположил 100 кресел для пассажиров. С 1956 года его запустили на массовое производство.

ТУ-104.

В течение следующих двух лет он был единственным в мире реактивным самолетом, который использовали для перевозки гражданских лиц. У него было 2 турбореактивных двигателя. Его максимальная скорость достигала 950 км/ч, а летать он мог до 2700 км.

На нем были введены и такие новинки для СССР, как обеды на борту, красиво одетые стюардессы и подтянутые пилоты.

Тем не менее, за 4 года его эксплуатации произошло 37 катастроф с участием этого самолета. Это самое большое число аварий среди всех российских самолетов. Неудивительно, что Н.С. Хрущев отказался даже приближаться к нему. Несмотря на то, что с производства его сняли, до 1979 года его еще использовали для перелетов по России.

В 1958 году на пассажирские линии вышел Boeing-707. Он мог принять на свой борт от 90 до 180 пассажиров. На разные модели устанавливались двигатели различной мощности. Самолет предназначался для маршрутов средней и дальней протяженности. Однако, аварий с ним происходило намного больше, чем с ТУ-104.

SE.210 Caravelle 1.

Прорывом в мировой авиации стало создание французского SE.210 Caravelle 1. Он начал полеты в 1959 году, в основном, в колонии Франции, в Африке. У него также было 2 турбореактивных двигателя, но фирмы “Роллс-Ройс”, в хвосте самолета. Это помогло достигнуть того, что улучшилась и аэродинамика, и шум в салоне был минимизирован, и надежность работы воздухозаборников был повышен.

И трап тоже был выполнен в другом ключе, чем у других самолетов того времени — в виде опускающейся части фюзеляжа. В салоне тоже провели нововведения: иллюминаторы стали больше, а проход расширили. Его использовали на маршрутах только средней дальности.

Всего было выпущено 12 самолетов такого типа, но все же он не выдержал соперничества с Боингами, и дальнейшее производство было остановлено.

Экологические и моральные аспекты использования

В расчёте на единицу времени полёт на пассажирском самолете является наиболее разрушительной в экологическом смысле формой времяпрепровождения из числа доступным обычному человеку[4]. Пассажирские авиаперелёты являются самым быстрорастущим источником выбросов CO2[5], многие предлагаемые отраслью технические «решения» этой проблемы являются не более чем средством воздействия на общественное мнение[6], необходимо уменьшение пассажиропотока[7].

В связи с этим, расширение бизнеса пассажирских авиаперевозок подвергается критике со стороны общественных экологических групп.[8][9][10]

Полёт на пассажирском самолете совершали не более 5 % людей на Земле[11], даже в развитых странах больше половины полётов совершается количественно незначительным богатым меньшинством ради развлечения.

Временные Яки и МиГи

Показать было что, но не сложилось: подвела погода, стоял туман. Демонстрацию новой авиатехники перенесли на Первомай. Первые советские реактивные самолеты, произведенные серией в 15 экземпляров, были разработаны КБ Микояна и Гуревича (МиГ-9) и Яковлева (Як-15). Оба образца отличались реданной схемой, при которой хвостовая часть снизу омывается реактивными струями, выпускаемыми соплами. Естественно, для защиты от перегрева эти участки обшивки покрыли специальным слоем, выполненным из тугоплавкого металла. Оба самолета отличались массой, числом двигателей и назначением, но в целом отвечали состоянию советской авиастроительной школы конца сороковых годов. Главным их назначением был переход на новый тип энергоустановки, но помимо этого выполнялись и другие важные задачи: обучение летного состава и отработка технологических вопросов. Эти реактивные самолеты, несмотря на большие объемы их выпуска (сотни штук), рассматривались как временные и подлежащие замене в самое ближайшее время, сразу же после появления более совершенных конструкций. И вскоре этот момент настал.

Взлетел Докажи

Первый в мире самолет, полет которого удалось зафиксировать документально, был сконструирован и испытан американским профессором Самуэлем Ленгли. В его честь назван один из главных центров ЦРУ в США. Однако он был беспилотным, а его коллега, Густав Уайтхед, параллельно с ним проводивший испытания, только уже управляемого планера, не смог документально подтвердить успех испытаний своей модели.

В 1906 году известным на весь мир братьям Райт удалось получить патент на «летающую машину» и способ управления ей. Первый самолет, пилотируемый человеком, совершил полет на три года раньше, 17 декабря 1903 года, причем он был официально задокументирован как управляемый (изменение курса, высоты и скорости были подвластны инженеру, который им управлял). Катапульта с рельсовым разгонным механизмом и встречный ветер со скоростью 43 км/ч помогли поднять самолет в воздух на три метра и удержать его в течение 12 секунд. За это время он пролетел 36,5 метров, и его полет был пойман объективом фотокамеры Орвилла.

Однако в некоторых странах этот рекорд не считается официальным. Например, в Бразилии местный изобретатель Сантус-Дюмон мог поднимать свой первый самолет в воздух без рельсов и в отсутствие ветра, хотя и сделал это впервые на три года позже братьев Райт.

Пассажирские авиаперевозки

См. также: Пассажирские авиаперевозки

Пассажирские самолёты осуществляют перевозки пассажиров и почты, совершая регулярные (либо нерегулярные) рейсы. Годовой объем пассажирских авиаперевозок (в пассажиро-километрах) с 1970 по 2010 год увеличился в девять раз. В 2018 году в мире использовались около 21 тыс. пассажирских самолетов, авиаиндустрия прогнозирует увеличение парка до 37 тыс. к 2037 году[2][3]

С целью увеличения прибыли авиакомпании стремятся уменьшить время, проводимое самолётом на земле, увеличить срок службы авиалайнера далеко за срок , увеличить регулярную загрузку самолёта.

и с третьего по пятое

«Собачьи свалки» шестидесятых между «Скайхоками», «Фантомами» и МиГами в небе над Вьетнамом и Ближним Востоком указали ход дальнейшего развития, ознаменовав приход второго поколения реактивных перехватчиков. Изменяемая геометрия крыла, способность многократного звука и ракетное вооружение в сочетании с мощной авионикой стали признаками третьей генерации. В настоящее время основу парка ВВС наиболее развитых в техническом отношении стран составляют машины четвертого поколения, ставшие продуктом дальнейшего развития. На вооружение уже поступают еще более совершенные образцы, сочетающие высокую скорость, сверхманевренность, малую заметность и средства РЭБ. Это поколение пятое.

Читайте также  Как зарегистрироваться на рейс Utair

Золотая лихорадка воздухоплавания

Девятнадцатый век породил огромный спрос на технологию. Различные модели самолетов и аэропланов, точнее прототипы летательных аппаратов, создавались и тестировались ежегодно. В погоне за стабильностью полета и временем, проведенным в воздухе, порой предлагались конструкции самых необычных и оригинальных форм. Чего только стоит аэроплан с крыльями в несколько этажей, высотой в два с половиной метра, равноотстоящих друг от друга на двадцать пять сантиметров! Однако самой удачной оказалось конструкция, предложенная британским инженером Френсисом Гербертом Уэнемом. Крылья его планера были длинные и тонкие, более пятнадцати метров в размахе. Именно он предложил такую концепцию первый. Самолет был испытан в аэродинамической трубе, сконструированной самим изобретателем.

Первый самолет

Всемирно известный художник, скульптор, а также изобретатель Леонардо да Винчи сконструировал некое подобие летательного аппарата, по форме напоминающее велосипед с большими крыльями, обтянутыми кожей, совершающими ритмичные взмахи. рассматривают как самый первый самолет в мире. По некоторым данным, ему удалось даже успешно его испытать, однако документально это нигде не зафиксировано и остается непроверенной информацией на уровне слухов или домыслов.

Первые попытки описать аэродинамические законы с прикладной точки зрения впервые проявились в работе шведского ученого Эммануила Сведенборга в 1716 году под заголовком «Эскизы машин для полетов по воздуху». Статья была одобрена другим ученым Кристофером Польхемом, а также самим шведским королем после их встречи на юге Швеции, в городе Лунд. Основным моментом в работе было утверждение, что для стабильного сохранения высоты при движении в воздушных массах первый в мире самолет должен быть оборудован собственным двигателем. В 1849 году британский ученый и изобретатель Джордж Кейли, ориентируясь на обоснованные и введенные им понятия подъемной силы и сопротивления, запустил первый беспилотный планер, а ровно через четыре года повторил полет, уже пилотируемый человеком.

Мифы и реальность

Кроме неудачной попытки греков, земное тяготение в мифологии различных стран преодолевали также Баба-Яга в своей ступе, отталкиваясь метлой о воздух, египетский бог солнца Ра и индийские боги, рассекающие небосвод на огромных колесницах, а также персонажи персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на ковре-самолете. Однако все эти мифы объединяет одна-единственная деталь, сводящая на нет реальность их существования – все они противоречат законам физики. Первую слабую попытку понять свойства аэродинамики и воздухоплавания можно отнести к шестому веку нашей эры. В это время в Китае был запущен первый воздушный змей, сконструированный таким образом, чтобы некоторое время находиться в воздухе, за счет парения в воздушных массах. К нему был привязан преступник, приговоренный к смерти, но змей перелетел через городскую черту и опустился обратно на землю. Злодею удалось сбежать.

Почти триста лет спустя некому изобретателю родом с Аббасу ибн Фарнасу, удалось пролететь десять минут в свободном планировании, пристегнувшись к конструкции собственного изготовления и спрыгнув с утеса с его подветренной стороны. Почти в то же время англичанин Элмер Малмсбер навсегда остался инвалидом при попытке взлететь, используя крылья собственного изготовления, по форме напоминающие птичьи, но только большего размера. Разбежавшись и прыгнув со скального выступа, он надеялся взвить в небо, используя в качестве подмоги сильный ветер, однако все получилось в точности наоборот.

Арадо

Принцип реактивного самолета был применен в середине 1944 года для конструкции бомбардировщика «Арадо-234» (опять же немцами). Он успел продемонстрировать свои необычайные боевые возможности, атаковав позиции союзников, высадившихся в районе порта Шербур. Скорость в 740 км/ч и десятикилометровый потолок не давали шансов зенитной артиллерии поразить эту цель, а американские и английские истребители просто не смогли его догнать. Помимо бомбометания (весьма неточного по понятным причинам), «Арадо» производил аэрофотосъемку. Второй опыт применения его в качестве ударного средства состоялся над Льежем. Потерь немцы не понесли, и если бы ресурсов у фашистской Германии было больше, и промышленность смогла бы выпустить «Ар-234» в количестве более 36 экземпляров, то странам антигитлеровской коалиции пришлось бы туго.

типы пассажирских самолётов

По дальности полета пассажирские самолёты делятся на:[1]

  • дальнемагистральные — дальностью полета более 6000 км;
  • среднемагистральные — от 2500 до 6000 км, например Bombardier CRJ 200;
  • ближнемагистральные — от 1000 до 2500 км, например Embraer EMB 120 Brasilia;
  • самолёты местных воздушных линий — менее 1000 км.

Широкофюзеляжные

Основная статья: Широкофюзеляжный самолёт

Боинг 747

Широкофюзеляжные авиалайнеры, именуемые также как аэробусы, являются рекордсменами по габаритам среди пассажирских самолётов. Длина фюзеляжа у крупнейших машин превышает 70 метров, а диаметр — 5-6 метров, что позволяет разместить в ряду 6-10 кресел. Существуют двухпалубные широкофюзеляжные самолёты, такие как Боинг 747 и А380. Кроме них, в настоящее время используются однопалубные широкофюзеляжные A300, A310, A330, A340, A350, Боинг 767, 777 и Боинг 787 Dreamliner, а также Ил-86 и Ил-96. Широкофюзеляжные самолёты предназначены для перевозки большого количества пассажиров на, как правило, средние и большие расстояния. Такие самолёты ввиду своей чрезвычайной дороговизны, как правило, берутся авиакомпаниями в операционный лизинг, а не покупаются.

Узкофюзеляжные

Основная статья: Узкофюзеляжный самолёт

Узкофюзеляжные самолёты гораздо более распространены. Они используются, как правило, на авиалиниях средней и малой протяженности и имеют меньшую по сравнению с широкофюзеляжными самолётами пассажировместимость. Диаметр фюзеляжа на этих воздушных судах не превышает 4 метров. Наиболее распространенные представители этого класса — американские Боинг 737 и 757, европейский А320 и российский Ту-154.

Региональные

Основная статья: Региональный самолёт

К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB, советские Як-40 и Ан-24, украинские Ан-140, Ан-148, Ан-158, российский Sukhoi Superjet 100.

Местные

Наиболее лёгкий класс пассажирских самолётов составляют самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (до 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают «Сессна» и .

Рожденный ползать летать не может

Люди крайне не согласны с этим утверждением и всячески стараются доказать обратное. Кто не знаком с легендой о двух жителях древней Греции, один из которых, Икар, жил мечтой воспарить к ласковому солнцу? И хотя родной отец, Дедал, просил и умолял не делать этого, тот его не послушал. Ласковое солнце на поверку оказалось вовсе не ласковым, а нестерпимо жарким. Но Икара это не остановило в его стремлении покорить небеса. Чем выше он поднимался, тем сильнее грело его небесное светило и в конце концов растопило воск, скрепляющий вместе птичьи перья, из которых Дедал сконструировал ему самодельные крылья. Лишившись оперения, Икар камнем полетел вниз с огромной высоты и разбился насмерть.

Илья Муромец первый самолет для пассажиров

Спустя 7 лет после создания самолета братьев Райт, в России уже велись активные разработки своих летательных аппаратов. Здесь уже существовало несколько заводов, где вовсю было налажено производство. Именно на территории России и был создан первый самолет для пассажиров, а обязаны мы этому открытию Игорю Сикорскому.

Серийное производство началось в 1913 году. В целом, «Илья Муромец» тогда поставил множество рекордов. Он мог брать на борт большое количество грузов, мог перевозить людей, и дольше всего находился в воздухе. С началом Первой мировой войны, конечно, его начали активно использовать в военных целях. Но все же это был первоначально пассажирский самолет. Данные машины поражали современников, а сейчас кажутся смешными. Однако для инженеров это был огромный прорыв. Самолет имел следующие параметры:

  • Длина – почти 20 метров.
  • Размах крыльев – 30 метров.
  • Вес без пассажиров и грузов – 3 тонны.
  • Полет без заправки – 10 часов.
  • Скорость – до 130 километров в час.
  • Кроме того, изначально на борту был свет, отопление и даже небольшая комната с туалетом – для того времени это было невероятно и расценивалось, как прорыв. К сожалению, наступила война и о пассажирской авиации не было и речи.

    «Илья Муромец» использоваться и в качестве бомбардировщика, и для доставки боеприпасов в части. Нельзя сказать, что он был эффективен в такое время, но все же время, авиация начала использоваться в военных целях почти сразу же и имела большой успех. После окончания войны в этой области велись активные разработки, ведь самолеты стремительно входили в современную жизнь.

    Самолет Илья Муромец

    Первые мировые прототипы

    Разработкой, тестированием новых авиалайнеров и их производством занимались не только немцы и советские конструкторы. Инженерами США, Италии, Японии, Великобритании также было создано немало успешных проектов, о которых нельзя не упомянуть. К числу первых наработок с различными типами двигателей можно отнести:

    • «Не-178» – немецкий самолет с турбореактивной силовой установкой, поднявшийся в воздух в августе 1939 года;
    • «GlosterE. 28/39» – летательный аппарат родом из Великобритании с мотором турбореактивного типа, впервые поднялся в небо в 1941 году;
    • «Не-176» – истребитель, созданный в Германии с применением ракетного двигателя, осуществил свой первый полет в июле 1939 года;
    • «БИ-2» – первый советский летательный аппарат, который приводился в движение посредством ракетной силовой установки;
    • «CampiniN.1» – реактивный самолет, созданный в Италии, ставший первой попыткой итальянских конструкторов отойти от поршневого аналога. Но в механизме что-то пошло не так, поэтому лайнер не мог похвастаться большой скоростью (всего лишь 375 км/час). Запуск был произведен в августе 1940 года;
    • «Ока» с мотором Tsu-11 – японский истребитель-бомба, так называемый одноразовый летательный аппарат с пилотом-камикадзе на борту;
    • «BellP-59» – американский авиалайнер с двумя реактивными двигателями ракетного типа. Производство стало серийным после первого полета в воздухе 1942 года и долгих испытаний;

    Внешний вид первых американских двухмоторных истребителей

    • «GlosterMeteor» – воздушно-реактивный истребитель, изготовленный в Великобритании в 1943 году; сыграл значительную роль во время Второй Мировой Войны, а после ее окончания выполнял задачу перехватчика немецких крылатых ракет Фау-1;
    • «LockheedF-80» – реактивный летательный аппарат, произведенный в США с использованием мотора типа AllisonJ Эти самолеты не раз участвовали в Японско-Корейской войне;
    • «B-45 Tornado» – прототип современных американских бомбардировщиков «B-52», созданный в 1947 году;
    • «МиГ-15» – последователь признанного реактивного истребителя «МиГ-9», который активно участвовал в военном конфликте Кореи, был произведен в декабре 1947 г.;
    • «Ту-144» – первый советский сверхзвуковой воздушно-реактивный пассажирский самолет, который прославился серией катастроф и был снят с производства. Всего было выпущено 16 экземпляров.

    Этот список можно продолжать бесконечно, с каждым годом авиалайнеры совершенствуются, ведь конструкторы со всего мира работают над тем, чтобы создавать летательные аппараты нового поколения, способные летать со скоростью звука.

    Видео

    Благодаря современным инновационным разработкам пассажиры могут добраться из одной точки света в другую всего за несколько часов, быстро доставляются хрупкие грузы, требующие оперативной транспортировки, обеспечивается надежная военная база. Авиационные исследования не стоят на месте, потому как реактивные самолеты – это основа стремительно развивающейся современной авиации. Сейчас проектируется несколько западных и российских пилотируемых, пассажирских, беспилотных авиалайнеров с реактивными двигателями, выпуск которых запланирован на ближайшие несколько лет. К российским инновационным разработкам будущего можно отнести истребитель 5-го поколения ПАК ФА «Т-50», первые экземпляры которого поступят в войска предположительно в конце 2017 или начале 2018 года после испытания нового реактивного двигателя.

    Запоздалый корейский привет

    Первый отечественный реактивный самолет Ту-104 впервые взлетел как раз во время исправления Кометы — 17 июня 1955 года.

    Мы как обычно медленно запрягали, но зато и поехали не только быстро, а еще и надежно. Для находившегося в то время за железным занавесом Запада это был серьезный удар.

    Совсем недавно они ну очень близко познакомились с нашими военными реактивными самолетами в Корее. Теперь же их вниманию предложили вполне конкурентоспособный пассажирский реактивный лайнер. Успех можно объяснить и еще одним фактом —

    Читайте также  Ассоциация ОНАДА заключила договор о сотрудничестве с ОАО «Авиасалон»

    наш реактивный самолет был создан на базе надежного стратегического бомбардировщика Ту-16.

    Первый регулярный рейс Ту-104 совершил по трассе Москва-Иркутск. Заметим, что запуск отечественного первого реактивного происходил без больших человеческих жертв, сопровождавших запуск Кометы. И это несмотря на то, что Комета также вошла в историю как самолет, прошедший огромное количество тестов и проверок перед запуском в серию.

    К примеру, фюзеляж самолета испытывался при постоянно меняющейся разнице давления. Таких циклов смены давления было 16 000, что соответствовало 40 000 часам полетов. Для Ту-104 безопасность пассажиров продумывалась не только на технологическом уровне.

    В интерьерах салона был реализован принцип «салон — дом», создав внутри самолета домашнюю обстановку.

    В первых машинах для отделки активно использовались материалы под золото и орех, применялись элементы так называемой «имперской архитектуры». Впоследствии такой же принцип будет заложен в интерьер салонов первых сверхзвуковых самолетов.

    К сожалению, позже интерьер был унифицирован в соответствии с мировыми стандартами. Приблизительно так же, как шикарный ВАЗ-2103 со вставками под дерево был упрощен до пластмассово-дермантинового варианта ВАЗ-2106.

     

    Летательный аппарат Можайского

    Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.

    Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.

    Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.

    Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

    Создание самолета Ту 104. Особенности конструкции

    После того, как Туполев и компания представили высокому руководству готовые чертежи, в июне 1954 года было принято Постановление Совмина о создании в СССР пассажирского реактивного самолета на базе военного бомбардировщика Ту-16. Предполагалось в процессе создания машины разработать новый, более просторный и вместительный фюзеляж, в котором должен был разместиться герметический пассажирский салон. Основные узлы, включая стреловидность и механику крыла, шасси и хвостовое оперения взяли от военного варианта. Не поменялась и кабина пилотов, в которой сохранилась компоновка военного самолета.

    При условии совершения полетов на высотах свыше 10 тыс. метров самолет должен был иметь герметичный фюзеляж на всем протяжении от кабины штурмана до хвостового отсека. К тому же диаметр фюзеляжа существенно увеличивался — от 2,9 метров до 3,5 метра. Это все привело к тому, что существенно изменился конструктив самолета. Прежде бомбардировщик Ту-16 был среднепланом. Пассажирская машина становилась низкопланом, т.е. крыло самолета было опущено вместе с реактивными двигателями вниз. Изначально фюзеляж самолета проектировался под пассажирский салон вместимостью 50 человек. Позже было принято решение на половину увеличить вместимость пассажирского отсека.

    Кроме технической стороны вопроса, параллельно шла работа над дизайном машины, как внешним, так и внутренним. Пассажирская машина должна была даже издалека не напоминать военный бомбардировщик, хотя для опытных экспертов это в дальнейшем скрыть не удалось. Если внешне изменения были незначительными, то внутри самолет должен был стать образцово показательным. Комфорт на борту был одним из условий проекта. Следует отметить, что в этом аспекте советским конструкторам удалось добиться многого. Первый опытный экземпляр получился помпезным и роскошным внутри. В дальнейшем внутренняя отделка стала более демократичной, если не сказать аскетичной.

    Разработчикам нового пассажирского лайнера пришлось попутно решать новые проблемы. Особенно это коснулось создания автономной системы кондиционирования и бортового электропитания, используемого для бытового обслуживания. Предполагалось полное освещение внутренних помещений салона и полная радиофикация самолета. Готовый макет был представлен Государственной комиссии в декабре 1954 года. Первый полет опытной машины под индексом Т-16П (проектное название самолета Ту 104) был осуществлен на следующий год, в июне 1955 года. Как и в остальных случаях, когда шли еще летные испытания, на Харьковском авиационном предприятии стали готовить производственную базу. Здесь же начался выпуск первых крупных узлов последующих серийных машин. Новый пассажирский самолет имел следующие конструктивные характеристики:

    • взлетный вес 75,5 тонн;
    • длина фюзеляжа 38,85 метра;
    • размах крыльев составлял 35 метров;
    • два турбореактивных двигателя АМ-3 с суммарной тягой 17500 кг;
    • полезная нагрузка в обычном режиме составляла 5200 кгс.

    Машина могла летать со скоростью 850-900 км/ч на высоте до 11500 метров. Максимальная дальность полета составляла 2750 км. Такими характеристиками могло похвастаться не каждое пассажирское воздушное судно. Винтомоторные самолеты были экономичнее, однако имели меньшую скорость и летали на небольшой высоте. Самолет КБ Туполева выпускали сразу на трех авиационных заводах Советского Союза, в Харькове, в Омске и в Казани (Республика Татарстан).

    Начиная с 1956 года, новая машина начинает поступать на оснащение «Аэрофлота» — единственной в СССР гражданской авиакомпании. В этом же году советский авиалайнер доставил в Лондон советского лидера, Генерального Секретаря ЦК КПССС Никиту Хрущева. Несмотря на стремительный старт, и безоблачное будущее первого советского реактивного самолета, следующие годы стали черной страницей в истории туполевского детища. В 1958 году произошли две авиакатастрофы самолетов Ту 104, стоившие жизни 169 человек. В результате тщательного анализа происшедшего стало ясно, что причиной воздушной аварии и в первом, и во втором случае стали нарушенные пропорции в задней центровке авиалайнера. В срочном порядке были проведены усовершенствования конструкции, которые включали средства противоштопорной защиты. На лайнеры стали устанавливать системы аварийного покидания.

    Boeing 777-300ER

    По критерию дальности полета на первое место в мире выходит Boeing 777-300ER. Без дозаправки этот самолет способен пролететь 21 601 км.
    Начали эксплуатацию этого самолета в 1995 году. Среди класса пассажирских лайнеров с двухмоторными реактивными двигателями самолет является самым большим, так как может разместить в своем салоне от трёхсот до пятисот пятидесяти человек.

    При довольно большой массе, почти 250 тонн в полном снаряжении, Boeing-777-300ER развивает скорость 965 км в час. Еще одной конструктивной особенностью этого самолета является экономичность двигателей.

    На базе данного самолета создали и  Boeing-777F и множество других модификаций, основой которых остается Boeing-777.

     

    3

    Что означает реактивный

    Возникает резонный вопрос о названии типа летательных аппаратов. По-английски оно звучит кратко: Jet. Русское определение намекает на наличие какой-то реакции. Ясно, что речь идет не об окислении топлива – оно присутствует и в обычных карбюраторных самолета такой же, как у ракеты. Реакция физического тела на силу выбрасываемой газовой струи выражается в придании ему противоположно направленного ускорения. Все остальное – уже тонкости, к которым относятся разные технические параметры системы, такие как аэродинамические свойства, схема, профиль крыла, тип двигателя. Здесь возможны варианты, к которым инженерные бюро пришли в процессе работы, часто находя сходные технические решения, независимо друг от друга.

    Отделить ракетные исследования от авиационных в данном аспекте тяжело. В области пороховых ускорителей, устанавливаемых для сокращения длины разбега и форсажа, работы велись еще до войны. Более того, попытка установки компрессорного двигателя (неудачная) на аэроплан Coanda в 1910 году позволила изобретателю Анри Коанде утверждать о румынском приоритете. Правда, конструкция эта была изначально неработоспособной, что и подтвердилось первым же испытанием, в ходе которого летательный аппарат сгорел.

    Начало создания самолетов в СССР

    Впервые о разработке реактивного движка в России заговорили в начале XX столетия. Теорию о создании мощных аэропланов, способных развить сверхзвуковую скорость выдвинул известный российский ученый К.Э. Циолковский. Воплотить эту задумку в жизнь удалось талантливому конструктору А.М Люльке. Именно он спроектировал первый советский реактивный самолет, работающий посредством турбореактивного движка.

    Строение и внешний вид первого турбореактивного двигателя ТР-1

    Инженер поведал о том, что данная конструкция может развить невиданную для тех времен скорость до 900 км/ч. Несмотря на фантастичность предложения и неопытность молодого конструктора, инженеры СССР взялись за проект. Первый аэроплан был уже практически готов, но в 1941 году начались военные действия, вся команда конструкторов, в том числе и Архип Михайлович, были вынуждены начать работу над танковыми двигателями. Само же бюро со всеми авиационными наработками было вывезено вглубь СССР.

    К счастью, А.М.Люлька был не единственным инженером, мечтавшим создать самолет с реактивным авиационным двигателем. Новые идеи о создании истребителя-перехватчика, полет которого обеспечивался бы жидкостным типом движка, предложили конструкторы А.Я.Березняк и А.М.Исаев, работающие в инженерском бюро имени Болховитинова. Проект был одобрен, поэтому разработчики вскоре стали работать над созданием истребителя «БИ-1», который, несмотря на войну, был построен. Первые испытания над ракетным истребителем начались 15 мая 1942 года, за его штурвалом был смелый и отважный летчик-испытатель Е.Я.Бахчиванджи. Тесты удались, но продолжались еще на протяжении последующего года. Продемонстрировав максимальную скорость в 800 км/ч, летательный аппарат стал неуправляемым и потерпел крушение. Произошло это в конце 1943 года. Пилоту выжить не удалось, а испытания были остановлены. В это время страны третьего рейха активно занимались наработками и подняли в воздух не одно воздушно-реактивное судно, поэтому СССР на воздушном фронте сильно проигрывал и оказался совсем неподготовленным.

    Boeing 747

    Самым первым тяжелым, вместительным и по-настоящему большим стал лайнер Boeing 747. 9 февраля 1969 года самолет совершил первый испытательный полет.
    Боинг 747 создан с двумя палубами. Верхняя пассажирская палуба короче основного фюзеляжа, что делает самолет самым узнаваемым в мире. Вместимость салона при разбитии на классы: при 3-м делении — 366 пассажиров, при 2-х — 452 пассажира.

    На базе этого Боинга созданы военные модификации. Одна из таких перевезла в наружном закреплении космический челнок «Спейс шаттл» с места его сборки на космодром мыса Канаверал.

    36 лет Boeing 747 был самым большим пассажирским самолетом. В 2005 году лидерство перешло к Airbus A380. Но Боинг 747 прочно удерживает первую позицию по распространенности и популярности в мире. На сегодняшний день выпущено 1556 экземпляров этой модели.

     

    6

    Германия страна первых реактивных аппаратов

    Первые реактивные самолеты были разработаны немецкими инженерами. Создание проектов и производство проводились тайно на замаскированных заводах, расположенных в глубоких лесных чащах, поэтому такое открытие стало для мира, в некотором роде, неожиданностью. Гитлер мечтал стать мировым правителем, поэтому подключал лучших конструкторов Германии для создания мощнейшего оружия, в том числе и скоростных реактивных самолетов. Были, конечно, как провалы, так и удачные проекты.

    Самым успешным из них стал первый немецкий реактивный самолет «Messer-schmitt Ме-262» (Мессершмит-262), который называли также «Штурмфогель».

    Первый немецкий реактивный самолет «Messer-schmitt Ме-262»

    Этот летательный аппарат стал первым в мире, который удачно прошел все испытания, свободно поднялся в воздух и начал после этого выпускаться серийно. Великий «сокрушитель врагов третьего рейха» имел следующие особенности:

    • Аппарат имел два турбореактивных двигателя;
    • В носовой части авиалайнера располагался радиолокатор;
    • Максимальная скорость самолета достигала 900 км/час, при этом в инструкции указывалось, что доводить суда до таких скоростей крайне нежелательно, так как терялся контроль над управлением, и машина начинала совершать крутые пике в воздухе.

    Благодаря всем этим показателям и конструктивным особенностям первый реактивный летательный аппарат «Мессершмит-262» выступал эффективным средством борьбы против самолетов союзников, высотными «Б-17», получившими прозвище «летающие крепости». Штурмофогели были более скоростными, поэтому вели «свободную охоту» на самолеты СССР, которые оснащались поршневыми движками.

    Интересный факт. Адольф Гитлер был настолько фанатичен в своем желании всемирного господства, что собственными руками снизил эффективность самолета «Messer-schmitt Ме-262». Дело в том, что конструкция изначально проектировалась как истребитель, но по указанию правителя Германии, он был переоборудован в бомбардировщик, из-за этого мощность двигателя не была раскрыта в полной мере.

    Ил-86 первый советский серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет

    Год первого полета: 1976

    Экипаж: 5 человек

    Пассажировместимость: 350 человек

    Грузоподъемность: 42 000 кг

    Дальность полета: 5250

    Фото: Maarten Visser, Википедия

    Ил-86 стал советским ответом на появление в авиапарках западных компаний таких знаменитых широкофюзеляжных лайнеров, как «Боинг-747» и «Эйрбас А300». Создание подобных «тяжеловозов» было продиктовано не только экономикой, но и безопасностью полетов. Поток авиапассажиров стремительно рос, для их перевозки требовалось все больше и больше самолетов обычной конструкции, которые занимали все больше и больше места в аэропортах и на воздушных линиях. Из-за этого приходилось не только сокращать время обслуживания каждого самолета, но и усложнять расположение их в воздухе, особенно на подлетах к крупным аэропортам, а это грозило в скором времени крупными катастрофами.

    Читайте также  Саравиа

    Попытка переделать под большую пассажировместимость удачный Ил-62 не удалась: терялся привычный уже комфорт. И тогда авиаконструкторы из КБ Сергея Илюшина взялись за проектирование широкофюзеляжной машины. В принципе, подобный опыт в СССР уже был – уже упоминавшийся «Антей». Но для гражданского самолета выдвигались иные требования, так что проектирование было непростым. Тем не менее, удалось построить самолет, который по уровню комфорта превосходил аналогичные западные машины: например, ширина проходов между рядами была больше, равно как и расстояние между креслами.

    Увы, жизнь Ил-86 была недолгой: их выпуск остановили, построив всего 106 машин, в 1997 году. Но те, кому довелось летать на «восемьдесят шестых», а потом сравнить их с «боингами» и «эйрбасами», до сих пор помнят ощущение простора в салоне. Кстати, у Ил-86 было и еще одно преимущество перед западными «коллегами»: его пассажиры могли брать весь свой багаж на борт. Он располагался в специальных багажно-грузовых отсеках вдоль пассажирских трапов, и не надо было тратить время и нервы ни на его сдачу, ни на получение.

    Татьяна Рублева

    Риски и доработки

    Первый реактивный самолет был далек от идеала. Часто требовалось делать аварийные посадки, проводить ремонт. ТУ-104 претерпел целый ряд изменений. Это потребовало уменьшить максимальную высоту до 10 тысяч. Пришлось также вносить конструкционные изменения. Специалисты говорят, что изначально все проблемы возникали из-за того, что требовалось быстро выпустить самолет в открытое производство, поэтому на мелкие, казалось бы, огрехи остались без внимания.

    Не удивительно, что в итоге инженеры начали активно менять и дорабатывать конструкцию. Например, удалось практически полностью устранить проблемы с отклонением и заклиниванием руля. Все это вылилось в привлекательную статистику: реактивный самолет преодолевал маршрут в три раза быстрее старых моделей (где использовались поршневые системы). В среднем, один ТУ-104 мог брать на борт 100 человек. В конце 50-х годов он был основным пассажирским самолетом в России (точнее, в СССР). Он мог прямыми рейсами долетать до Хабаровска, Тбилиси, Ташкента.

    В 57-м году проводились испытания модифицированного ТУ-104А. В нем изменили двигатели, сделав основной упор на увеличении мощности. Также добавили 20 новых мест, хоть пассажиры и жаловались на некоторую тесноту. В дальнейшем проводились все новые и новые модификации. Окончательно эту серию ТУ сняли с производства в 80-м году.

    Поколения истребителей первое, второе

    Как практически любая техника, реактивные перехватчики классифицируются по поколениям. Всего их в настоящее время пять, и они отличаются не только годами выпуска моделей, но и конструктивными особенностями. Если концепция первых образцов в своей основе имела наработанную базу достижений в области классической аэродинамики (иными словами, лишь тип двигателя был главным их отличием), то второе поколение имело более существенные признаки (стреловидное крыло, совершенно иная форма фюзеляжа и пр.) В пятидесятые годы существовало мнение о том, что воздушный бой уже никогда не будет носить маневренного характера, но время показало ошибочность такого мнения.

    История развития реактивных самолетов

    Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

    Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

    • неправильный выбор конструкции двигателя;
    • большой расход горючего;
    • частая потребность в дозаправке.

    Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

    Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

    Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

    Первый реактивный самолет

    Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

    Другие признаки современного реактивного самолета

    Их несколько. Современные гражданские реактивные самолеты отличаются низким шумом двигателей, повышенным комфортом и высокой стабильностью в полете. Обычно они широкофюзеляжные (в том числе и многопалубные). Образцы военной авиатехники оснащены средствами (активными и пассивными) достижения малой радиолокационной заметности и В каком-то смысле требования к оборонным и коммерческим образцам сегодня пересекаются. Экономичность нужна самолетам всех типов, правда, по разным причинам: в одном случае для повышения рентабельности, в другом – для расширения боевого радиуса. И шуметь сегодня нужно как можно меньше как гражданским, так и военным.

    Ю-287

    Немецкие наработки попали в руки дружественных в период Второй мировой воны государств после разгрома нацизма. Западные страны уже в ходе завершающего этапа боевых действий начали готовиться к грядущему противостоянию с СССР. Сталинское руководство принимало встречные меры. Обеим сторонам было ясно, что в следующей войне, если она состоится, сражаться будут реактивные самолеты. СССР на тот момент еще не обладал ударным ядерным потенциалом, шла лишь работа над созданием технологии производства атомной бомбы. А вот американцам был очень интересен захваченный «Юнкерс-287», имевший уникальные летные данные (боевая нагрузка 4000 кг, дальность 1500 км, потолок 5000 м, скорость 860 км/ч). Четыре двигателя, отрицательная стреловидность (прообраз будущих «невидимок) позволяли использовать самолет в качестве атомного носителя.

    Несколько интересных фактов

    Сейчас существуют лайнеры, способные вмещать в себе большое количество пассажиров и грузов, обладающие огромными размерами и невообразимой скоростью свыше 3000 км/час, оборудованные современной боевой экипировкой. Но есть несколько поистине удивительных конструкций; в число реактивных самолетов-рекордсменов входят:

  • «AirbusA380» – самый вместительный аппарат, способный принять на своем борту 853 пассажира, что обеспечено двухпалубной конструкцией. Он же по совместительству один из роскошнейших и дорогостоящих авиалайнеров современности. Авиакомпания «Emirates Airline» предлагает клиентам многочисленные удобства, здесь есть турецкая баня, VIP-апартаменты и каюты, спальные комнаты, бары и лифт. Но такие опции есть не во всех аппаратах, все зависит от авиакомпании.
  • Самый крупный пассажирский лайнер в воздухе

  • «Boeing 747» – более 35 лет считался наиболее пассажировместительным двухэтажным лайнером и мог расположить 524 пассажира;
  • «АН-225 Мрия» – грузовой летательный аппарат, который может похвастаться грузоподъемностью в 250 тонн;
  • «LockheedSR-71» – реактивный самолет, достигающий во время полета скорости 3529 км/час.
  • Последние статьи

    • 0   Что такое «узбекский нож», и почему любая хозяйка не отказалась бы заполучить себе такой на кухню сегодня, 15:07
    • 0   Дорого-богато: самый большой пикап России, который занимает два парковочных места сегодня, 13:27
    • 0   Флагманам тут не место: почему сегодня можно взять бюджетный смартфон и быть счастливым сегодня, 11:50
    • 0   7 простых советов по использованию зубной пасты, которые легко решат бытовые неурядицы сегодня, 10:46
    • 0   Котлеты по-цыгански: Как улучшить вкус мясного блюда, добавив всего один ингредиент сегодня, 09:24
    • +1   Cadillac BLS – автомобиль, который разработали в Швеции, выпускали в России, а в Америку он так и не попал 22.11.2018, 22:43
    • 0   Современный интерьер: 20 практичных идей, которые помогут преобразить гостиную 22.11.2018, 22:03
    • +1   15 маленьких «звоночков», которые выдают в человеке неряху 22.11.2018, 21:08
    • 0   Как использовать скотч: 7 гениальных в своей простоте идей, которые облегчат жизнь 22.11.2018, 20:09
    • 0   В Исландии открылся отель с номерами в виде мыльных пузырей: они абсолютно прозрачные 22.11.2018, 18:27

    Двухконтурные двигатели

    Внешне и сегодня реактивные самолеты первых образцов не выглядят в своем большинстве анахронизмами. Вид многих из них вполне современен, а технические характеристики (такие как потолок и скорость) не слишком отличаются от современных, по крайней мере, на первый взгляд. Однако при более тщательном ознакомлении с ТТХ этих машин становится ясно, что в последние десятилетия совершен качественный прорыв в двух главных направлениях. Во-первых, появилось понятие переменного вектора тяги, создающего возможность резкого и неожиданного маневра. Во-вторых, сегодня способны намного дольше находиться в воздухе и преодолевать большие расстояния. Этот фактор обусловлен малым расходом топлива, то есть экономичностью. Достигается он применением, выражаясь техническим языком, двухконтурной схемы (низкая степень двухконтурности). Специалистам известно, что указанная технология сжигания топлива обеспечивает более полное его сгорание.

    Опасная профессия

    В августе 1896 года выдающийся немецкий изобретатель Отто Лилиенталь совершил последний полет в своей жизни. Порывом ветра его планер перевернуло, и он сломал себе позвоночник при ударе об землю. За свою жизнь этот выдающийся человек совершил более двух тысяч вылетов. Инженер Лилиенталь по праву считается одним из отцов современной авиации. К его заслугам относят работу по обоснованию причин парения птиц, продолженную Николаем Жуковским. Одновременно с Отто большой вклад в развитие авиастроения внесли такие изобретатели, как Перси Синклер Пинчер, Хайрем Стивенсон Максим, а также Октав Шанют и Александр Федорович Можайский. Модели самолетов их конструкции органично дополняли и корректировали описываемые в то время законы аэродинамики.

    Первые попытки создания реактивного самолета

    Поиск более мощного и скоростного двигателя для военных, а в дальнейшем и гражданских самолетов начался еще в далеком 1910 году. За основу были взяты ракетные исследования прошлых веков, где подробно рассказывалось о применении пороховых ускорителей, способных значительно сократить длину форсажа и разбега. Главным конструктором стал румынский инженер Анри Коанда, создавший летательный аппарат, работающий на основе поршневого двигателя.

    Как выглядел первый реактивный аэроплан Анри Коанда

    Что же отличало первый реактивный самолет 1910 года от стандартных моделей тех времен? Главным отличием было наличие лопастного компрессора, отвечающего за приведение летательного аппарата в движение. Аэроплан «Coanda» был хоть и первой, но очень неудачной попыткой создать самолет с реактивным двигателем. В ходе дальнейших испытаний аппарат сгорел, что подтвердило неработоспособность конструкции.

    Последующие изучения выявили возможные причины неудачи:

  • Неудачное расположение двигателя. Из-за того, что он располагался в передней части конструкции, опасность жизни пилота была весьма велика, так как выхлопные газы попросту не дали бы человеку нормально дышать и вызвали бы удушье;
  • Выделяющееся пламя попадало прямо на хвостовую часть аэроплана, что могло привести к возгоранию этой зоны, пожару и падению летательного аппарата.
  • Несмотря на полное фиаско, Анри Коанда утверждал, что именно ему принадлежат первые удачные задумки, касающиеся реактивного двигателя для самолетов. По факту же первые удачные модели были созданы непосредственно перед началом Второй Мировой Войны, в 30-40 годах XX века. Сделав работу над ошибками, инженеры из Германии, США, Англии, СССР создали летательные аппараты, которые никак не угрожали жизни пилота, а сама конструкция была выполнена из жаропрочной стали, благодаря чему корпус был надежно защищен от каких-либо разрушений.

    Дополнительная информация. Первооткрывателем реактивного двигателя по праву можно назвать инженера из Англии – Фрэнка Уитла, который предложил первые идеи и получил на них свой патент в конце XIX века.

    Примечания

  • ↑ Припадчев, А. Д. Определение оптимального парка воздушных судов. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. ISBN 978-5-91327-075-7
  • ↑ Airbus Global Market Forecast for 2018-2037
  • Kevin Anderson  (англ.)
  • ↑ // WWF Press Releases, April 09, 2014 (англ.)
  • Peeters et al // Transportation Research, Volume 44, May 2016, P. 30-42 (англ.)
  • ↑ Matt Grote, Ian Williams, John Preston Direct carbon dioxide emissions from civil aircraft  (англ.) Atmospheric Environment Volume 95, October 2014, Pages 214—224
  • ↑ от 15 апреля 2006 на Wayback Machine (англ.)
  • ↑ // AirportWatch (англ.)
  • ↑  (англ.)
  • ↑ VITAL FACTS: Selected facts and story ideas from Vital Signs 2006—2007  (англ.) Worldwatch Institute
  • ↑ George Monbiot The Flight of Reason  (англ.) 19th October 2016