Оглавление

  • Резюме
  • Ссылки
  • Немного из истории беспилотных летательных аппаратов БПЛА
  • 4 позиция Миг-25
  • Приключения беспилотников в России
  • Разновидности беспилотников
  • Что ждет БПЛА
  • Проблемы
  • Интересные факты
  • Российские гиперзвуковые аппараты
  • Ключевые персоналии
  • Задействованные структуры
  • Российские БПЛА
  • Старые модели, не утратившие своей мощи
  • Гражданская авиация
  • Какой вес способны поднимать современные коптеры
  • Истребитель и перехватчик американского производства
  • Другие типы
  • 9 позиция F-111
  • VX1
  • История развития военных БПЛА
  • Какой квадрокоптер лучше купить
  • Лучший квадрокоптер для фото- и видеосъемки
  • Потрясающее разнообразие
  • Наш топ самых быстрых квадрокоптеров
    • DRL RacerX
    • VX1
    • Varavon Pathfinder-S
    • Teal Sports Racer
    • Walkera Furious 320
  • Свойства беспилотных аппаратов
  • 5 позиция Bell X-2 Starbuster
  • Зарубежные беспилотные летательные аппараты
  • Беспилотные соперники
  • Летательный аппарат от North American
  • Проект Аякс
  • Классификация БЛА
  • Иноходец
  • Горький украинский опыт
  • Примечания
  • Вывод

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

Ссылки

Самолёты серии X
  • X-1
  • X-2
  • X-3
  • X-4
  • X-5
  • X-6
  • X-7
  • X-8
  • X-9
  • X-10
  • X-11
  • X-12
  • X-13
  • X-14
  • X-15
  • X-16
  • X-17
  • X-18
  • X-19
  • X-20X-21
  • X-22
  • X-23
  • X-24A / B / C
  • X-25
  • X-26
  • X-27
  • X-28
  • X-29
  • X-30
  • X-31
  • X-32
  • X-33
  • X-34
  • X-35
  • X-36
  • X-37
  • X-38
  • X-39
  • X−40X-41
  • X-42
  • X-43
  • X-44
  • X-45
  • X-46
  • X-47A / B / C
  • X-48
  • X-49
  • X-50
  • X-51
  • X-53
  • X-54
  • X-55
  • X-56
  • X-57
  • XQ-58
  • X-59
  • X-60
Пилотируемые космические полёты
СССР и Россия

ВР-190 (1957—1959¹²,отм.) •
Восток (1961—1963) •
Восход (1964—1965) •
Союз (с 1967) •
Л1/Зонд (1967—1970¹,отм.) •
Л3 (1971—1972¹,отм.) •
ТКС (1977—1985¹) •
Заря
Спираль
ЛКС
Буран (1988¹) •
Клипер
МАКС
Федерация (с 2021¹, с 2024)

США

Меркурий (1961—1963) •
North American X-15² (1963) •
Джемини (1965—1966) •
Аполлон (1968—1975) •
X-20 Dyna Soar
Спейс шаттл (1981—2011) •
VentureStar
NASP (X-30)
Орион (с 2014¹, с 2018)

КНР

Шугуан
пилотируемый FSW
Шэньчжоу (с 2003) •
Шэньлун (c 201?)

Индия

ISRO Orbital Vehicle (с 2016)

Евросоюз

Гермес
Зенгер-2 (Германия) •
HOTOL (Великобритания) •
CRV (с 2018) •
ACTS (с 20??)

Япония

HOPE
Фуджи
Канко-мару
ASSTS
пилотируемый HTV (с 20??)

частные

SpaceShipOne² (2004) •
SpaceShipTwo² (с 2012) •
SpaceX Dragon (с 2010¹, c 201?) •
CST-100 (с 201?) •
Эскалибур-Алмаз (с 201?) •
ROTON (с 201?) •
Delta Clipper (с 201?) •
Kistler K-1 (с 201?) •
Silver Dart (с 201?) •
Dream Chaser (с 201?) •
Tycho Brahe² (с 201?) •
Stabilo² (с 201?) •
М-55 (Геофизика)² (с 201?)

¹ Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов² Только

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 октября 2018 в 17:20.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов БПЛА

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

4 позиция Миг-25

Советский двухмоторный истребитель, сконструированный ОКБ Гуревича и Микояна. Выпускался с 1969 по 1985 годы. Состоял и состоит на вооружении многих стран, в том числе не входящих в СНГ.

Предельный скоростной показатель – 3000 км/ч, которые машина способна развить на 13-километровой высоте. Но это, как утверждает Википедия, в полном «обмундировании». Без квартета двухтонных ракет, способствующих серьезному лобовому сопротивлению, показатель увеличивается до 3400 км/ч.

С Миг-ом связана любопытная история. В 1976 один из аппаратов угнали. Советский летчик слетал на нем в Японию.

Приключения беспилотников в России

Следует с грустью констатировать, что должную оценку возможности этого класса вооружений в нашей стране получили не сразу. Большая часть впечатляющих достижений нашего ВПК в своей основе имеет еще советские разработки, которые при всех своих достоинствах обречены, как и любая другая техника, на моральное старение. Во времена руководства Министерством обороны Сердюковым на российские беспилотники была израсходована внушительная сумма – пять миллиардов рублей (примерно 170 млн $), но эффект оказался весьма скромным. По словам самого же министра, ни в какое сравнение с зарубежными образцами отечественные разработки не шли. Впрочем, наличие и несовершенных беспилотников лучше, чем их полное отсутствие. Тогда же (2009) было принято решение сперва о закупке в Израиле, а затем и совместном производстве этих аппаратов разведывательного назначения.

Общая сумма контракта с фирмой Aeronautics Defense Systems составила более пятидесяти миллионов долларов США (за 12 штук). Следующие пять БЛА «Орбитер» отличались от предыдущих расширенной комплектацией, поэтому стоили дороже, по 600 тыс. за каждый.

То, что можно сделать с учетом опыта наиболее успешных стран, нельзя путать с другими задачами, решаемыми исключительно отечественными средствами. Разведывательные аппараты двойного назначения, выпускаемые СП, могут дать лишь начальный импульс для российского производства. За дело взялась фирма «Туполев», которая стремится создать ударный беспилотный комплекс Ту-300. Есть и другие наработки, решения о закупке которых принимаются Министерством обороны на конкурсной основе.

Объем выделяемых на программу бюджетных средств и технологический уровень отечественного оборонного комплекса позволяют надеяться на то, что вскоре российские беспилотники станут лучшими в мире. Или, по крайней мере, не уступят ни в чем иностранным аналогам. Особый интерес представляют машины, предназначенные для

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Что ждет БПЛА

Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.

Одним из них является создание комбинированных аппаратов (Optionally Piloted Vehicles), которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.

Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.

Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.

Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Кроме того, идут исследования возможности дозаправки БПЛА в воздухе.

Проблемы

Главенствующей идеей современной военной доктрины сегодня является мнение о том, что ударные БПЛА России нужны в меньшей степени, чем разведывательные. Нанести огневой удар по врагу можно самыми разнообразными средствами, включая тактические ракеты высокой точности и артиллерию. Куда важнее информация о дислокации его сил и правильное целеуказание. Как показал американский опыт, использование дронов непосредственно для обстрела и бомбардировки приводит к многочисленным ошибкам, гибели мирного населения и собственных солдат. Это не исключает полного отказа от ударных образцов, а только выявляет перспективное направление, по которому будут в ближайшее время развиваться новые БПЛА России. Казалось бы, страна, совсем недавно еще занимавшая ведущие позиции в создании беспилотной обречена на успех и сегодня. Еще в первой половине 60-х были созданы летательные аппараты, совершавшие полеты в автоматическом режиме: Ла-17Р (1963), Ту-123 (1964) и другие. Лидерство сохранялось и в 70-е, и в 80-е годы. Однако в девяностые технологическое отставание стало явным, а попытка устранить его в последнее десятилетие, сопровождаемая затратой пяти миллиардов рублей не дала ожидаемого результата.

Интересные факты

  • В 1910 году во время Международной авиационной выставки в Лос-Анджелесе Уильям Боинг просил покатать его на самолёте, но получил отказ. Разочарованный, он вернулся домой в Сиэтл и основал компанию «Боинг».
  • Самый большой в мире пассажирский самолет – «Airbus A380». Этот двухэтажный реактивный лайнер с четырьмя двигателями совершил первый полет 27 апреля 2005 года.
  • Самый маленький в мире реактивный самолет – «BD-5 Micro». Размах крыльев составляет 4-6,5 метров, а весит самолет 160 кг.
  • Английский — международный язык полетов. Диспетчеры и пилоты на международных рейсах должны говорить по-английски.

Реактивный самолет «BD-5 Micro»

  • По статистике 80% авиакатастроф случаются в первые 3 минуты после взлета и в заключительные 8 минут перед посадкой.
  • В некоторых самолетах есть секретные спальни для экипажа. На дальних рейсах экипаж работает по 16 часов в сутки. Чтобы сотрудники отдыхали, в самолетах «Boeing 777» и «Boeing 787 «Dreamliner» есть крошечные спальни — небольшие комнаты с кроватями и ванной.
  • Выключают свет при посадке на случай, если авария произойдет в ночное время. Глаза пассажиров уже успеют привыкнуть к темноте, и людям будет легче ориентироваться в пространстве при эвакуации. Также пассажиров просят открыть шторки иллюминаторов, чтобы в случае аварийной ситуации стюардессы видели, что происходит за бортом, и могли выбрать сторону для эвакуации.

Двигатель самолета «Boeing 787 «Dreamliner»

  • Для полета достаточно одного двигателя. Например, «Boeing 787 «Dreamliner» продержится на одном двигателе 300 минут.
  • Инструктируя пассажиров по технике безопасности, стюардессы показывают, как работает кислородная маска, но не говорят, что срок ее действия 15 минут. Столько времени потребуется, чтобы восстановить нормальное давление в самолете. В аварийной ситуации пилот опускает судно на 3 км над уровнем земли, где пассажиры могут нормально дышать. Этот спуск занимает меньше 15 минут. Кислородные маски выпадают, когда самолет резко теряет высоту.
  • Белые линии от самолета в небе — следы конденсации. Двигатель самолета выпускает пар, образующийся при сгорании топлива. Когда этот пар выходит из выхлопных труб и соприкасается с холодным воздухом в верхних слоях атмосферы, он оставляет следы.

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

Читайте также  Как забронировать билет на самолет через интернет без оплаты

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Ключевые персоналии

Схема самолёта.

За ход работ по проекту от компании «Норт Америкен Авиэйшн» отвечали следующие лица:

  • Главный инженер — Чарльз Фелтц;[9]
  • Помощники главного инженера — Раун Робинсон и Бад Беннер;[10]
  • Начальник лётных испытаний — Кью Си Харви;[11]
  • Инженер по лётным испытаниям — Сэм Рихтер;[10]
  • Главврач проекта — Тобиас Фридман;[12]
  • Старший группы лётно-подъёмного состава — Дюк Литтлтон;[13]
  • Старший пилот-испытатель
от исполнителя работ — Скотт Кросфилд[en] (НАА);[14]
от заказчика работ — Роберт Уайт (ВВС)[15] / Джозеф Уокер (НАСА).[16][17]
  • Второй пилот
от исполнителя работ — Элвин Уайт[en] (НАА);

Задействованные структуры

Всего, в разработке и производстве ракетопланов X-15 было задействовано свыше трёхсот компаний[10], за разработку и производство наиболее важных узлов и агрегатов отвечали следующие структуры:

  • Летательный аппарат в целом, техническое руководство проектом, системный инжиниринг — North American Aviation, Inc., Колумбус, Огайо;
  • Реактивная двигательная установка — Thiokol Chemical Corp., Бристоль, Пенсильвания;[18]
  • Ракетный двигатель XLR-99 с модификациями — Thiokol Chemical Corp., Reaction Motors, Inc.[en], Денвилл, Нью-Джерси;[19]
  • Вспомогательная силовая установка — General Electric Co., Rocket Engine Section, Эвендейл, Огайо;[20]
  • Жидкостная азотная система охлаждения, система герметизации и наддува кабины, система контроля давления и температуры — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;[10]
  • Бортовая аппаратура и приборы — Lear, Inc.[en], Instrument Division, Гранд-Рапидс, Мичиган;[10]
  • Бортовое навигационное оборудование — Bowmar Instrument Corp., Форт-Уэйн, Индиана;[21]
  • Электронная приборная система — Sperry Rand Corp., Sperry Gyroscope Co., Гарден-Сити, Нью-Йорк;[10]
  • Аппаратура заатмосферного контроля — Bell Aircraft Corp., Avionics Division, Буффало, Нью-Йорк;[10]
  • Бортовой радиолокационный маяк-ответчик — Lockheed Aircraft Corp., Stavid Engineering, Inc., Плейнфилд, Нью-Джерси;[22]
  • Термокерамическое износостойкое покрытие марки «Рокайд» — Norton Co.[en], Refractories Division, Вустер, Массачусетс;[23]
  • Жаропрочный никелево-хромовый сплав для поверхностей корпуса марки «Инконель-Икс» — International Nickel Co., Нью-Йорк;[10]
  • Высотно-компенсирующий костюм пилота — David Clark Company, Inc.[en], Вустер, Массачусетс;

Российские БПЛА

В области создания беспилотников Россия отстает от нынешних лидеров – США и Израиля. Чем же сегодня располагает российская армия, и какие аппараты могут быть появятся в ближайшие годы?

«Пчела-1Т». Это советский и российский беспилотник, первый полет которого произошел еще в 1990 году. Он предназначен для корректировки огня систем залпового огня «Смерч» и «Ураган». Масса БПЛА – 138 кг, радиус действия – 60 км. Старт аппарата происходит со специальной установки с помощью ракетных ускорителей, посадка – с помощью парашюта.

Этот БПЛА применялся в Чечне для корректировки артиллерийского огня (10 вылетов), при этом чеченские боевики сумели сбить два аппарата. Дрон является морально устаревшим и не соответствует требованиям времени.

«Дозор-85». Этот разведывательный беспилотник прошел испытания в 2007 году, годом позже была заказана первая партия из 12 машин. БПЛА разработан специально для пограничной службы. Он имеет массу 85 кг, может находиться в воздухе 8 часов.

На вооружении российской армии находится БПЛА «Форпост». Это лицензионная копия израильского Searcher 2. Данные аппараты были разработаны в середине 90-х, так что их сложно назвать современными. «Форпост» имеет взлетную массу около 400 кг, дальность полета 250 км, оснащен системой спутниковой навигации и телевизионными камерами.

В 2007 году на вооружение принят разведывательный БПЛА «Типчак» со стартовой массой в 50 кг и продолжительностью полета 2 часа. Оснащен обычной и инфракрасной камерой.

Разведывательно-ударный БПЛА «Скат». Это перспективная машина, работы над которой ведутся в АКБ «Сухой» и РСК «МиГ». Нынешняя ситуация с этим комплексом не совсем понятна: была информация, что финансирование работ приостановлено.

«Скат» имеет форму фюзеляжа «бесхвостка», изготовлен с использованием технологий малозаметности, его взлетная масса – около 20 т. Боевая нагрузка – 6 т, четыре точки подвески.

«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».

«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.

Старые модели, не утратившие своей мощи

Как известно, впервые в военных действиях авиация стала использоваться в 1794 году. Это произошло во время битвы при Флерюсе между Австрией и Францией. Именно в ходе тех далеких событий французами были использованы воздушные средства. Основной их задачей являлась разведка. В настоящее время развитие техники происходит достаточно быстрыми темпами. Поэтому на смену примитивным летательным аппаратам пришли высококлассные самолеты с вертолетами. Какой самый быстрый военный самолет в мире можно выделить? Следует отметить те модели, производством которых занимались достаточно давно.

Истребитель марки F-15 «Орел» вне зависимости от достаточно крупных размеров обладает более высокими маневренными характеристиками. Его разработкой занимались американские авиаконструкторы. Необходим он был для того, чтобы добиться превосходства в воздушном пространстве. Именно для этого и нужен был самый быстрый самолет. Он считается более сильным по сравнению с советскими военными летательными аппаратами. Этого удалось добиться посредством применения специальных материалов при проектировании судна. Среди достоинств истребителя следует выделить большую емкость, которой характеризовались топливные баки. Ко всему прочему, имелись автономные системы питания двигателей, которые оснащались расходными баками, а также системой кольцевания.

Еще один самый быстрый самолет – бомбардировщик модели F-111 Aardvark. Сконструирован он был в Америке. Для него характерно наличие изменяемой геометрии крыла. Среди достоинств также следует выделить способность обнаружения вражеских объектов с последующим нанесением удара по ним вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме того, с помощью данного бомбардировщика можно прорывать противовоздушную оборону вне зависимости от ее плотности. Данный летательный аппарат достаточно активно применялся во время

Спроектированный советскими специалистами аппарат Су-24 «Фенсер» также может выступать как самый быстрый самолет в мире. Фото, которые имеются в достаточно большом количестве, демонстрируют его некоторую схожесть с американской моделью F-111. Советский бомбардировщик способен атаковать наземные объекты на сравнительно небольших высотах. По сравнению с американским аналогом он характеризуется наибольшей скоростью, высокой мощностью, малыми размерами, а также возможностью взлетать с недостаточно хорошо оборудованных аэродромов.

Гражданская авиация

Это авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. Конечно, самолеты, используемые в мирных целях, не развивают сверхскорости, в них наиболее ценится безопасность и комфорт перевозки. Тем не менее, среди привычных пассажирских самолетов тоже есть рекордсмены.

10 место — «Ту-154» (максимальная скорость — 920 км/ч)

«Ту-154» начал эксплуатироваться в 1972 году и продолжает трудиться в небе и по сей день. Советский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для полетов средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров, был разработан КБ Туполева в 1960-ых годах в СССР. 

«Ту-154»

Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца 2000-ых годов оставался основным самолетом на маршрутах средней дальности.

9 место — «Bombardier Global 6000» (934 км/ч)

Изящный и элегантный самолет разработан канадской компанией «Bombardier Aerospace». На «Bombardier Global 6000» можно без дозаправки преодолеть расстояние от Нью-Йорка до Токио. Самолет специально разрабатывался как борт для перевозки важных персон. 

«Bombardier Global 6000»

Благодаря конструкторским особенностям, взлетает и садится на небольших аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Пассажирами этого самолета являются как первые лица государств, так и самые богатые люди в мире.

8 место — «Dassault Falcon 7X» (951 км/ч)

«Dassault Falcon 7X» — первый в мире гражданский самолет, разработанный и спроектированный в виртуальной среде. Задача, которая была поставлена конструкторам, — создать комфорт 12 пассажирам с расчетом на 13-часовой беспосадочный перелет. 

«Dassault Falcon 7X»

С задачей «Dassault Aviation» справились, что в итоге отразилось на популярности этих самолетов для авиаперевозок высокопоставленных правительственных и частных лиц.

7 место — «Boeing 787 «Dreamliner» (954 км/ч)

«Boeing 787 «Dreamliner» — современный авиалайнер, который перевозит миллионы пассажиров. Эксплуатировать этот воздушный лайнер начали недавно, с конца 2011 года. 

«Boeing 787 «Dreamliner»

На сегодня около 500 самолетов этой модели ежедневно трудятся, перевозя пассажиров между странами и континентами.

6 место — «Airbus A380» (1020 км/ч)

«Airbus A380» — рекордсмен среди самолетов гражданской авиации. Этот двухпалубный авиалайнер вмещает на борту 853 пассажира. Совершает беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 километров. 

«Airbus A380»

«Airbus A380» считается самым доступным в мире авиатранспортом для сверхдальних перелетов, а также самым большим в мире пассажирским самолетом.

5 место — «Boeing 777» (1036 км в час)

Широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний большой протяжённости. Самолет разработан в начале 1990-ых, совершил первый полёт в 1994 году. 

«Boeing 777»

Вмещает от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салона, и имеет дальность полёта от 91 00 до 17 500 километров. На «Boeing 777» установлен рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 километров.

4 место — «Cessna Citation X» (1127 км/ч)

На его долю приходится основная часть чартерных рейсов. Создан был американскими авиаконструкторами в середине 90-ых годов и эксплуатируется по сей день. 

«Cessna Citation X»

Огромное количество деловых людей полюбили «Cessna Citation X» за комфорт, надежность и, конечно же, высокую скорость полета.

3 место — «Cessna Citation X+» (1153 км/ч)

На сегодня «Cessna Citation X+» является популярным деловым самолетом. Модель «Citation X» была усовершенствована в начале 2000-ых на фоне повышенного спроса на индивидуальные авиаперелеты. 

«Cessna Citation X+»

Обновленная модель лайнера получила название «Cessna Citation X+».

2 место — «Concorde» (2179 км/ч)

«Concorde» впервые поднялся в небо в марте 1969 года и эксплуатировался до конца 2003 года. 

«Concorde»

На борту этих британо-французских самолетов успели побывать 4 миллиона пассажиров, которые за считанные часы пересекали океан и получали незабываемые впечатления от сверхскоростного перелета между континентами. В 70-80-ые годы прошлого века это была фантастика.

1 место — «Ту-144» (2430 км/ч)

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-ые годы. 

«Ту-144»

Первый и один из двух в мире (наряду с британо-французским «Конкордом») сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. «Ту-144» называли главным чудом советского авиастроения.

Какой вес способны поднимать современные коптеры

Легкий груз до 100-500 грамм способны поднять многие квадрокоптеры любительского уровня, которые можно купить на Алиэкспресс. Но, как правило, речь идет о камерах и подвесах, то есть назвать такие беспилотники грузовыми дронами не получится.

Вес около 1 кг уже можно считать довольно серьезной нагрузкой. Бюджетный коптер его поднять не сможет, либо же столкнется со значительным ухудшением летных характеристик. А вот для профессиональных моделей 1 килограмм не является проблемой. Лучшие модели поднимают в воздух 30 кг и более. Для сравнения, грузоподъемность большинства обычных квадрокоптеров не превышает 100 грамм.

Истребитель и перехватчик американского производства

Реактивный истребитель 4-го поколения РЭО F-14 «Томкат» был спроектирован в Америке еще в 1970 году. Он характеризуется изменяемой геометрией крыла, значительной емкостью топливного бака. Кроме того, в нем используется система управления вооружением. Именно за счет нее данный истребитель получил возможность отражения ракетных ударов по корабельным группировкам.

Следующая модель – РЭО «Супер Томкат» F-14D. Это последняя модель О его разработке задумались в то время, когда возникла необходимость обнаружения и уничтожения вражеских летательных аппаратов в ночное время суток. Ко всему прочему, на самолете данной модели можно было совершать вылеты вне зависимости от погодных условий.

Другие типы

В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.

По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.

9 позиция F-111

Чуть впереди русских рекордов – тактический бомбардировщик, разработанный компанией General Dynamics. Этот двухместный аппарат – тоже не новинка. Первый вылет американцы осуществили в 60-х годах прошлого века. Последняя модификация могла перемещаться у земли со скоростью 1475 км/ч, а на подходящей высоте достигала планки в 2655 км/ч.

Сверхзвуковой аппарат списали в 90-х годах. На замену F-111 пришли более совершенные модели, хотя и сегодня этот бомбардировщик не покидает рейтинговых списков. Кстати, это первый борт, который «научили» видоизменять стреловидность крыла. Будучи пионером в этом отношении, военный самолет получил солидное преимущество перед летающими конкурентами.

VX1

Это, конечно, не самый быстрый квадрокоптер, однако его мощность также впечатляет. Он тоже был создан в 2017 году, а его презентация состоялась 26 мая.

Было проведено два испытательных полета. По их результатам, средняя скорость аппарата составила 244,6 км/ч. Основу этого дрона составляет карбоновая рама, диагональ которой 178 мм. Также было решено установить электродвигатель Cobra 2450 KV и СР2207. Пропеллеры такие же, как и у ранее упомянутого дрона.

Читайте также  Интересный факт из жизни Туполева

Стоит отметить, что суммарная тяга моторов достигает 7,376 кг, а сам дрон весит всего лишь 485 грамм. Так что соотношение равно 15,2 к 1.

Двигатели работают от той же батареи, что и пресловутый рекордсмен, но только для VX1 нужна всего одна батарейка.

Управляется этот быстрый и маневренный микро-квадрокоптер с пульта Spektrum DX6. А еще на него установлена мощная широкоугольная камера, разрешение которой достигает 700 TVL.

История развития военных БПЛА

Проекты летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.

Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, построенный в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», всего было изготовлено около 25 тыс. штук , ФАУ-1 активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

Начиная с середины 20 века беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Дроны проводили аэрофотосъемку, обеспечивали радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, и в 2012 году на вооружении ВС США уже находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Нередко они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков погибал свадебный кортеж или похоронная процессия. В последние годы на Западе некоторые общественные организации призывают отказаться от использования дронов в военных целях, поскольку они приводят к жертвам среди мирного населения.

Россия пока заметно отстает в области создания беспилотных боевых систем, и этот факт неоднократно признавали сотрудники МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузино-южноосетинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, предусматривающий создание на территории РФ завода для лицензионной сборки израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с современными зарубежными БПЛА.

Какой квадрокоптер лучше купить

Выбор квадрокоптера слагается из критериев, которые представляются важными для вас на данный момент. Если это ваш первый квадрик, то не стоит гнаться за дорогой и навороченной моделью. Лучше подобрать недорогую и прочную модель, дабы освоить навыки пилотирования. Если вы собираетесь летать в квартире или офисе, то стоит рассмотреть аппарат с защитным бампером. Размер модели также важен. В квартире можно запустить и маленький, а на улицу стоит выбираться с дроном среднего размера. Наличие GPS, различных датчиков, функций автоматического взлета, посадки, возврата «домой» понравится любому пилоту. Освоив пилотирование, стоит серьезно задуматься об аэросъемке и подобрать модель или с качественной комплектной камерой или же с подвесом, например, для известной экшн-камеры GoPro. Помните, что для качественной съемки важна и стабилизация подвеса камеры, иначе эффекта «желе» вам не избежать.

Многообразие моделей – это свобода и проблема выбора. Выбор же всегда остается за вами.

Лучший квадрокоптер для фото- и видеосъемки

DJI Mavic Air Fly More Combo
78 990

Хорошую динамику продаж на российском рынке демонстрирует китайский квадрокоптер DJI Mavic Air Fly More Combo. Причины популярности квадрокоптера кроются в хорошем сочетании цены и качества. Из технических параметров летательного аппарата можно выделить высоту полета (500 м) и максимальную скорость (19 м/с). Чтобы дрон послушно выполнял команды с земли, его оснастили рядом функций. Это автопилот, возвращение в точку взлета, следование за оператором, управление жестами. Дальность связи с пультом по радиоканалу составляет 2000 м. Можно управлять техникой и через Wi-Fi или Bluetooth. В этом случае отпускать квадрокоптер можно только на 80 м.

Встроенная 12-мегапиксельная камера дает четкую картинку, разрешение видеосъемки достигает 2160р. Полетное время ограничивается 21 минутой благодаря аккумулятору емкостью 2375 мА*ч.

Основные плюсы:

  • отличные полетные характеристики;
  • управление через радиоканал, Wi-Fi и Bluetooth;
  • качественная видеосъемка;
  • богатая комплектация.

Минусы:

  • бывают программные глюки.

Читать дальше

10 / 10

Рейтинг

Отзывы

Фантастический квадрокоптер с хорошей камерой! Поразила стабильность и предсказуемость аппарата. Очень функциональная модель по демократичной цене.

Читать далее

DJI Phantom 4
70 500

Phantom 4 стала ярким представителем нового поколения топовых квадрокоптеров от известного производителя DJI. За высокое качество картинки отвечает 4К камера (12,4 Мпикс), чтобы стабилизировать изображение при любых маневрах дрона, установлен трехосевой подвес. Квадрокоптер способен ставить рекорды высоты, поднимаясь до 6 км. При скорости полета в 20 м/с техника может быстро преодолевать большие расстояния. Емкости аккумулятора хватает на 28 минут полета.

Производитель оснастил модель серьезным набором функций. Это автопилот, возвращение в точку взлета, следование за оператором, Wi-Fi, видеовыход на пульте управления, система дублирования компаса и датчиков. К недостаткам дрона можно отнести высокую цену и сложности с обслуживанием.

Основные плюсы:

  • высокое качество фото- и видеосъемки;
  • рекордная высота подъема;
  • быстрое перемещение;
  • широкие функциональные возможности.

Минусы:

  • высокая цена;
  • плохая ремонтопригодность.

Читать дальше

9.5 / 10

Рейтинг

Отзывы

Фантом-4 работает у меня уже полгода. Похвалить квадрокоптер можно на хорошую стабилизацию и качество изображения. Емкость аккумулятора снижается за 2 года примерно на 50%.

Читать далее

Потрясающее разнообразие

Разведкой область применения не ограничилась. Инженеры американского военно-промышленного комплекса пошли дальше. Помимо малоразмерников, они посчитали вполне логичным решением создание ударных роботизированных систем, и даже истребителей. Разумеется, эти машины должны быть большими, чтобы нести вооружения весом в сотни килограммов. Диапазон размеров расширялся и в противоположную сторону. Беспилотник с камерой наблюдения можно замаскировать под птицу или даже насекомое, работы в этом направлении уже ведутся, а главное препятствие на пути к успеху – несовершенство современных источников питания, которые должны были бы обеспечить возможность трехмерного перемещения образца в течение нескольких дней. Пока же «жучки» (в самом прямом смысле) летают на протяжении времени, измеряемом часами.

Наш топ самых быстрых квадрокоптеров

DRL RacerX

 

 

Первое место нашего рейтинга принадлежит самому быстрому гоночному квадрокоптеру в мире DRL RacerX, спроектированному и построенному командой инженеров во главе с директором Drone Racing League Райаном Гури. Напомним, что ранее мы писали о его младшем брате Racer 3.

 

Испытания нового гоночного дрона состоялись 13 июля 2017 года в Нью-Йорке. Среди приглашенных присутствовал полномочный представитель компании Guinness World Records, который и зафиксировал официальный мировой рекорд скорости для электрических квадрокоптеров с дистанционным управлением. Отныне он равен 263,1 км/ч. Отметим, что скорость прохождения дистанции определялась как среднее арифметическое результатов, показанных на двух стометровых отрезках. При этом на одном из участков трассы DRL RacerX разогнался до 289,04 км/ч.

 

DRL RacerX представляет собой квадрокоптер с карбоновой рамой правильной крестообразной формы, моторами Tiger Motor F80 2200 KV и пропеллерами 5045. Максимальная скорость вращения двигателей достигает 46 тыс. оборотов в минуту. Питается воздушный гонщик от двух батарей LiPo 6S 1300 мАч 95C. Весит летательный аппарат 800 г.

 

VX1

 

 

 

 

 

26 мая 2017 года созданный в единственном экземпляре гоночный дрон-прототип VX1, по итогам двух полетов показал среднюю скорость 244,6 км/ч. Авторы проекта использовали карбоновую раму с диагональю 178 мм, установив на нее электромоторы Cobra CP2207 и 2450 KV с винтами 5045. Комбинированная тяга двигателей составляет 7,376 кг, тогда как собственный вес квадрокоптера равен 485 г (отношение 15,2 к 1). В качестве источника питания выбрана пятиэлементная LiPo батарея с токоотдачей 75C и емкостью 1300 мАч. На этот быстрый квадрокоптер установлена широкоугольная FPV камера с разрешением 700 TVL. Для управления используется ПДУ Spektrum DX6.

 

Varavon Pathfinder-S

 

В середине прошлого года американо-корейская компания Varavon Inc вышла на рынок с мультикоптером Varavon Pathfinder-S, способным разгоняться до 200 км/ч. Помимо высоких скоростных характеристик, данная модель демонстрирует свою полную водонепроницаемость. Корпус этой машины представляет собой карбоновый монокок, выполненный в виде буквы Y и имеющий размеры 260x299x100 мм. Весит летательный аппарат 600 г (без АКБ). На концах его трех лучей попарно установлены шесть бесколлекторных электродвигателей 2300 KV, оснащенных трехлопастными пропеллерами 6045. Pathfinder продается в виде набора BNF (без полетной батареи и пульта управления) и допускает установку аккумуляторов 3S или 4S. Стоимость набора составляет US $699.

 

 

 

Teal Sports Racer

 

 

Эта модель быстрого гоночного дрона выпускается серийно. С максимальной скоростью в 136 км/ч Teal Sports Racer занимает в нашем рейтинге четвертое место. Мощные бесколлекторные моторы Lumenier MX2206-9 обеспечивают пятидюймовым трехлопастным воздушным винтам этого квадрокоптера скорость вращения 2450 KV. Электродвигатели питаются от батареи LiPo емкостью 1800 мАч. АКБ имеет выходное напряжение 15,2 В и обладает токоотдачей 45C. Размер квадрокоптера по диагонали составляет 260 мм, весит Sports Racer 730 г. Отношение тяги к весу не слишком велико и составляет 4,8 к 1. Для полетов от первого лица используется широкоугольная камера с электронной стабилизацией кадра и максимальным разрешением 4K.

 

Дрон доступен исключительно для пользователей, проживающих в США и Канаде. Заказать это изделие можно на сайте компании Teal Drones Inc. Стоимость полного набора составляет 1299 американских долларов.

 

Walkera Furious 320

 

 

 

К сожалению, этот очень популярный гоночный серийный квадрокоптер с максимальной скоростью в 120 километров в час оказался в нашем рейтинге только пятым. Подробный обзор на дрон можете почитать здесь. Основной технической изюминкой данного коптера является особое устройство лучей, способных в автоматическом режиме изменять угол атаки несущих винтов. Без АКБ этот дрон весит 810 г, а его размеры составляют 328×254х118 мм. Дрон комплектуется бесколлекторными моторами 1700 KV и двухлопастными воздушными винтами. Источником энергии служит четырехбаночный LiPo аккумулятор емкостью 2600 мАч. Полеты от первого лица поддерживаются Full HD камерой. На сегодняшний день RTF комплект этого квадрокоптера можно приобрести за US $560.

 

 

Будем благодарны если поделитесь с друзьями:

Свойства беспилотных аппаратов

Военные беспилотники обнаружить в небе труднее, чем обычные самолеты или вертолеты. Во-первых, их можно сделать небольшими, а во-вторых, все технологии, обеспечивающие малую заметность на экране радара, применимы и для этого тактического средства. Но это еще не все. Если нужно, то такой летательный аппарат может иметь и вполне серьезные размеры. Главное достоинство перехватчика, работающего в роботизированном режиме, заключается в возможности совершать любые маневры не опасаясь, что летчик потеряет сознание из-за огромных перегрузок. Именно это обстоятельство побудило руководство американских ВВС сделать ставку на беспилотники. США вложили в разработки этого вида вооружений огромные средства, соизмеримые с ВВП некоторых государств. Сегодня трудно судить о результатах усилий в области истребительной авиации, информации о них очень мало, из чего возможны два вывода: либо испытания настолько успешны, что их следует держать в секрете, либо они крайне неудачны. При этом второй вариант более вероятен. О собственных победах Пентагон охотно рассказывает, причем даже обычно их несколько преувеличивает.

5 позиция Bell X-2 Starbuster

На центральной строчке — самый быстрый самолёт в мире экспериментального типа. Один из старожилов авиастроения – аппарат сконструировали в далеких 50-х годах. Задачей машины было информирование о термодинамических и аэродинамических показателях при преодолении трехмаховой отметки. Уже во время испытательного полета самолет показал достижение 3000 км/ч. Предельная скорость Bell X-2 – 3380 км/ч.

К сожалению, экспериментальные разработки пришлось через некоторое время прервать. Виной тому трагические происшествия. В 1953 один из аппаратов, находившийся в бомбовой секции Боинга, загорелся и взорвался. В 1956 потерпел катастрофу другой экземпляр.

Читайте также  Время полета Санкт-Петербург

Зарубежные беспилотные летательные аппараты

Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого служит дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.

Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.

Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Дроны этого типа применялись в Афганистане.

Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась новость о желании армейского руководства США в недалекой перспективе снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.

Сегодня наиболее массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.

На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или под управлением.

Этот беспилотник находится на вооружении более чем десяти стран мира.

Более тяжелым БПЛА, находящимся на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.

Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером и другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.

Самым известным американским БПЛА является MQ-1 Predator. Этот дрон начинал свою карьеру в качестве разведывательного, но затем был «переквалифицирован» в ударный аппарат. Существует несколько модификаций этого БПЛА.

MQ-1 Predator предназначен для ведения разведки и нанесения высокоточных наземных ударов. Максимальная взлетная масса MQ-1 Predator превышает тонну. На аппарате установлена станция РЛС, несколько видеокамер (в том числе и ИК-система) и другое оборудование. Существует несколько модификаций этого беспилотника.

В 2001 году для этого дрона была создана высокоточная ракета с лазерным наведением Hellfire-C, в следующем году ее использовали в Афганистане.

Стандартный комплекс состоит из четырех беспилотников, станции управления и терминала спутниковой связи.

В 2011 году один БПЛА MQ-1 Predator стоил 4,03 млн долларов. Наиболее продвинутой модификаций этого дрона является MQ-1C Grey Eagle. Этот аппарат имеет больший размах крыла и более совершенный двигатель.

Дальнейшим развитием американских ударных БПЛА стал MQ-9 Reaper, эксплуатация которого началась в 2007 году.

Этот БПЛА имел большую продолжительность полета по сравнению с MQ-1 Predator, мог нести управляемые авиабомбы, обладал более совершенным радиоэлектронным оборудованием. Эти беспилотники отлично показали себя в Ираке и Афганистане. Основными преимуществами дрона перед многоцелевым самолетом F-16 является меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полета, возможность не подвергать риску жизнь пилотов.

Создано несколько модификаций MQ-9 Reaper.

В 1998 году свой первый полет совершил американский стратегический беспилотный разведчик RQ-4 Global Hawk, который на сегодняшний день является самым большим БПЛА. Этот летательный аппарат имеет взлетную массу в 14,5 т, несет полезную нагрузку в 1,3 т и может оставаться в воздухе 36 часов, покрывая за это время до 22 тыс. км.

По замыслу американских военных, этот дрон должен заменить самолет-разведчик U-2S.

Беспилотные соперники

Сейчас самым стремительным воздушным судном в мире с беспилотным управлением является Boeing X-43, построенный на реактивном двигателе. Первый полет аппарата оказался неудачным, так как самолет потерпел крушение, продержавшись в воздухе только 11 секунд. Но уже третий полет X-43А увенчался установкой нового мирового рекорда скорости – 11 230 км/ч.

Orbital Sciences Corporation Х-34 мог бы получить звание самого быстрого самолета, но этому препятствует одно «но». В теории судно может разгоняться до 12 144 км/ч. Однако, во время экспериментальных полетов он не смог догнать своего главного соперника и набрал скорость менее 11 230 км/ч.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен ракетными двигателями, что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать суборбитальные полеты. Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Проект Аякс

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Классификация БЛА

На начальном этапе развития этого класса аэротехники беспилотные летательные аппараты были неуправляемыми. Технологическая революция и развитие программных средств дали толчок для создания летающих роботов, работающих по заданному алгоритму. Иными словами, такой аппарат должен после запуска совершить полет по заданному маршруту на нужной высоте, зафиксировать на встроенное электронное регистрирующее оборудование информацию о наземной ситуации под крылом, прибыть вновь в начальную точку и совершить посадку. Возможен вариант трансляции данных в режиме реального времени на принимающий монитор по радиоканалу, но в течение всего рейда в процесс управления персонал, находящийся в пункте слежения, не вмешивается. При всех достоинствах такого подхода, он имеет существенный порок. Создать программу, которая могла бы учесть все возможные ситуации, невозможно. Тогда возник третий путь решения управленческой функции – телеметрический. Пилот находится на земле, наблюдает обстановку через встроенные камеры, ведет запись нужной информации и принимает решения так же, как пилот обычного самолета. Этот метод получил название дистанционно-пилотируемого. Он, кстати, используется и в игрушках-моделях с радиоуправлением, правда, довольно дорогих (они стоят сотни, а иногда и тысячи долларов).

Опыт применения новой техники получила Армия обороны Израиля (Цахал) во время войны 1973 года. Беспилотные летательные аппараты применялись для оперативной разведки, но большие размеры и вес видеоаппаратуры того времени сильно ограничивали возможности этого средства. Тем не менее именно в этой ближневосточной стране раньше всех поняли перспективность дистанционно управляемой авиации, что и сказалось на дальнейших успехах израильских конструкторов.

Иноходец

Взлетный вес – одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас», в настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки, V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

Горький украинский опыт

Не вдаваясь в политическую подоплеку вооруженного конфликта в восточных областях Украины, можно отметить крайне неудачные попытки проведения воздушной разведки самолетами Ан-30 и Ан-26. Если первый из них был разработан специально для аэрофотосъемки (преимущественно мирной), то второй – исключительно транспортная модификация пассажирского Ан-24. Оба самолета были сбиты огнем ополченцев. А как же беспилотники Украины? Почему их не использовали для получения информации о дислокации сил повстанцев? Ответ прост. Их нет.

На фоне перманентного финансового кризиса в стране средств, необходимых для создания современных образцов вооружения, не нашлось. Беспилотники Украины пребывают на стадии эскизных проектов или простейших самодельных устройств. Некоторые из них собраны из радиоуправляемый авиамоделей, приобретенных в магазине «Пилотаж». Точно так же действуют и ополченцы. Не так давно по украинскому телевидению был показан якобы сбитый российский беспилотник. Фото, на котором изображена небольшая и не самая дорогая модель (без каких-либо повреждений) с кустарным образом прикрепленной видеокамерой, вряд ли может послужить иллюстрацией агрессивной военной мощи «северного соседа».

Примечания

  • Hull, Seabrook. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., December, 1956. — Vol.1 — No.3 — P.73.
  • 1 2 Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 79.
  • 1 2 Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 77.
  • Karr, Erica M. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., May 25, 1959. — Vol.5 — No.18 — P.29.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 15.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 402.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 9.
  • ↑ Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 79-80.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 13.
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Karr, Erica M. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., June 1, 1959. — Vol.5 — No.22 — P.31-36.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 21.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 85.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 61.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 45.
  • 1 2 3 Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 264.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 280.
  • ↑ Evans, The X-15 Rocket Plane, 2013, p. 368.
  • ↑ // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., October 19, 1959. — Vol.5 — No.43 — P.25.
  • Coughlin, William J. // Missiles and Rockets : The Missile/Space Weekly. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., April 4, 1960. — Vol.6 — No.14 — P.14.
  • Getting, Hal. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., August 17, 1959. — Vol.5 — No.34 — P.32.
  • ↑ // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., August 24, 1959. — Vol.5 — No.35 — P.21.
  • Westerholm, Roland J. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., May 25, 1959. — Vol.5 — No.21 — P.46.
  • Westerholm, Roland J. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, Inc., November 23, 1959. — Vol.5 — No.48 — P.43.
  • ↑ Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 78.
  • 1 2 Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 266.
  • ↑ Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 266-268.
  • 1 2 Stimson, The X-15 Points into Space, 1960, p. 268.
  • ↑ «Новости космонавтики» Т.15 № 10 (273) 2005
  • Вывод

    Даже из нашей небольшой обзорной статьи становится понятным, что грузовые дроны не являются экзотикой. Их используют для решения профессиональных задач. Широкое применение квадрокоптеры с большой грузоподъемностью находят в сельском хозяйстве, в кинематографе. В перспективе они появятся в курьерских службах. Конечно, стоимость таких беспилотников довольно высока, но такова плата за надежность, увеличенную грузоподъемность, мощную аппаратуру управления.

    На этом пока все, не забывайте подписываться на наши статьи и делиться полезными материалами в социальных сетях. До новых встреч.