Скорость полета пассажирских лайнеров: какими показателями она характеризуется. Почему пассажирские самолеты не делают сверхзвуковыми.

Скоростные характеристики самолета являются показателями, которые влияют на качество сервиса в пассажирской авиации и одновременно вызывают восхищение у людей, привыкших путешествовать наземным транспортом.

Первые гражданские самолеты не отличались способностью к быстрому перемещению, а, следовательно, вызвать восхищение у современного обывателя они не способны. Например, первый самолет, конструкция которого была ориентирована на перевозку пассажиров, мог разгоняться всего до 105-ти километров в час. Сегодня это кажется смешным, а в 1914 году (именно тогда поднялось в воздух первое пассажирское судно) это производило нешуточное впечатление.

Скорость пассажирских самолетов современности

С развитием пассажирской авиации изменились и стандарты скорости воздушных судов. Средняя скорость современных лайнеров составляет от 500 до 900 километров в час. Но эти значения являются предельными только для гражданской авиации. Например, некоторые военные (сверхзвуковые) модели могут преодолевать за один час расстояние, превышающее 8,2 тысячи километров. По причине очень высокого риска полеты на сверхзвуковых скоростях в гражданской авиации запрещены, следовательно, модели сверхзвуковых самолетов в ней не используются.

Кстати, прогнозы ведущих авиастроителей говорят о том, что появление сверхзвуковых гражданских самолетов в перспективе возможно. Но в первую очередь выпуск таких моделей будет ориентирован на сферу бизнес-авиации. Согласитесь, довольно интересна будет аренда частного самолета, способного перемещаться в обычном режиме со скоростью, максимально приближенной к 2000 км/ч.

Но разработка таких бизнес-джетов – это пока еще планы на неопределенное будущее, а ждать их появления раньше 2030 года вряд ли стоит. И причин тому несколько:

• в настоящее время в мире даже нет единых стандартов, определяющих допустимый уровень звукового удара для гражданских судов;
• спроектировать и подогнать аэродинамические характеристики сверхзвукового самолета под габариты пассажирского лайнера очень трудно;
• сверхзвуковые модели крайне невыгодны в плане потребления топлива, а их постановка на регулярные авиарейсы приведет к значительному росту цен на билеты;
• для сверхзвуковых самолетов нужны специальные взлетно-посадочные полосы, а переоборудование гражданских аэропортов – дело, мягко говоря, хлопотное.

Читайте также  Продолжение российской «летописи»  Legacy 650

В истории современной авиации было только два сверхзвуковых пассажирских лайнера. Один являлся разработкой британских авиастроителей, второй – советских конструкторов. В регулярную авиацию они не поступили по описанным выше причинам.

Понятие о максимальной и крейсерской скорости

Если пассажирский лайнер летит со скоростью 900 км/ч, это, вовсе, не значит, что он не способен на большее. Дело в том, что скорость самолета определяется двумя параметрами:

1. Максимальной скоростью.
2. Крейсерской скоростью.

Максимальной, как видно из самого названия, является скорость, которую воздушное судно способно развить, в принципе. Борт, укомплектованный пассажирами, а также закруженный багажом и ручной кладью разогнаться в воздухе до максимума не может. Поэтому летают самолеты гражданской авиации, как правило, с крейсерской скоростью. Она составляет 60%…80% от максимально возможных показателей.

Но такая скорость у самолета в воздухе. Чтобы воздушному судну оторваться от земли, ему необходимо разогнаться, как минимум, до 185 км/ч. Поэтому даже в пределах взлетно-посадочной полосы самолет развивает скорость, недоступную для многих видов наземного транспорта.