Оглавление

  • Фюзеляж
  • Самолет Можайского история создания
    • История создания первого самолета
    • История создания пассажирских самолетов «Ил»
  • Взаимодействие при обеспечении действий ВВС
  • Основной принцип
  • Перечислите виды авиации.
  • Подразделение по скорости
  • Детям о самолетах зачем нужны самолеты
  • Так кто же был первым
  • Использование ВВС во взаимодействии друг с другом в различных видах армейских операций
  • Физкультминутки Самолет
    • Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»
    • Физкультминутка «Самолеты загудели»
    • Физкультминутка «Полетел наш самолет»
    • Физкультминутка «Появился самолет»
    • Музыкальная песня — физкультминутка «Смотрите, в небе самолет»
    • Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»
    • Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»
  • История авиации
  • Органы управления и сигнализации
  • Какие бывают самолеты
    • Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками
    • С чего всё начиналось, или зачем  лететь на самолете на Остров Пальм?
    • Лётное поле
    • Кто такой механик  (техник)?
  • Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная
  • Видео для детей о самолетах
  • История развития реактивных самолетов
  • Дидактическая игра Самолеты
  • Транспортники
  • Порядок подчинения крупных групп ВВС, состоящих из нескольких соединений различных видов авиации
  • Сухой Суперджет-100
  • Армейская и истребительная авиации
  • Перечислите элементы структуры воздушного пространства.
  • Появление первых планеров
  • Пассажирские самолеты
  • Фронтовая авиация
  • В мире
    • Самолет Энтони Фоккера «Спин» 1910 года
    • В России. Самолет Можайского
  • Силовые установки
  • Дальняя
  • VIP-авиация

Фюзеляж

Фюзеляж воздушного судна является основной частью, выполняющей несущую функцию. Именно на него крепятся все элементы конструкции самолета. Снаружи это: крылья с мотогондолами, оперение и шасси, а изнутри – кабина управления, технические помещения и коммуникации, а также грузовой или пассажирский отсек, в зависимости от принадлежности судна. Каркас фюзеляжа собирается из продольных (лонжероны и стрингеры) и поперечных (шпангоуты) элементов, которые впоследствии обшиваются металлическими листами. В легких самолетах вместо металла используется фанера или пластик.

Пассажирские машины могут быть узко- и широкофюзеляжными. В первом случае диаметр поперечного сечения корпуса составляет в среднем 2-3 метра, а во втором – от шести метров. Широкофюзеляжные самолеты имеют, как правило, две палубы: верхнюю – для пассажиров, и нижнюю – для багажа.

При проектировании фюзеляжа особое внимание уделяют прочностным характеристикам и весу конструкции. В этой связи имеют место такие меры: . Форма самолета проектируется таким образом, чтобы подъемная сила была максимальной, а лобовое сопротивление воздушным массам – минимальным

Объем и габариты машины должны идеально соотноситься друг с другом.
Для увеличения полезного объема корпуса, при проектировании предусматривается максимально плотная компоновка обшивки и несущих элементов фюзеляжа самолета.
Крепления силовой установки, взлетно-посадочных элементов и крыловых сегментов стараются сделать максимально простыми и надежными.
Места размещения пассажиров и крепления грузов или расходных материалов проектируются таким образом, чтобы в разных условиях эксплуатации самолета его баланс оставался в пределах допустимого отклонения.
Места для размещения экипажа должны обеспечивать комфортное управление воздушным судном, доступ к главным приборам навигации и максимально эффективное управление в случае непредвиденных ситуаций.
Компоновка самолета выполняется таким образом, чтобы при его обслуживании мастера имели возможность беспрепятственно продиагностировать необходимые узлы и агрегаты самолета и при необходимост, провести их ремонт.

  • Форма самолета проектируется таким образом, чтобы подъемная сила была максимальной, а лобовое сопротивление воздушным массам – минимальным. Объем и габариты машины должны идеально соотноситься друг с другом.
  • Для увеличения полезного объема корпуса, при проектировании предусматривается максимально плотная компоновка обшивки и несущих элементов фюзеляжа самолета.
  • Крепления силовой установки, взлетно-посадочных элементов и крыловых сегментов стараются сделать максимально простыми и надежными.
  • Места размещения пассажиров и крепления грузов или расходных материалов проектируются таким образом, чтобы в разных условиях эксплуатации самолета его баланс оставался в пределах допустимого отклонения.
  • Места для размещения экипажа должны обеспечивать комфортное управление воздушным судном, доступ к главным приборам навигации и максимально эффективное управление в случае непредвиденных ситуаций.
  • Компоновка самолета выполняется таким образом, чтобы при его обслуживании мастера имели возможность беспрепятственно продиагностировать необходимые узлы и агрегаты самолета и при необходимост, провести их ремонт.
  • Фюзеляж самолета должен быть достаточно прочным, чтобы противостоять нагрузкам, возникающим в разных полетных условиях, а именно:

  • Нагрузкам, возникающим в точках крепления основных элементов корпуса (крылья, оперение, шасси) во время взлета и приземления.
  • Аэродинамическим нагрузкам, возникающим во время полета, с учетом работы агрегатов, инерционных сил и функционирования вспомогательного оборудования.
  • Нагрузкам, связанным с перепадами давления, которые возникают при летных перегрузках в герметически ограниченных отсеках самолета.
  • Самолет Можайского история создания

    Первым человеком, которому удалось подняться в воздух на летательном аппарате был Жан-Франсуа Пилатр де Розье, совершивший первый в истории человечества полёт на воздушном шаре в 1783 году. первый летательный аппарат тяжелее воздуха принадлежал сэру Джорджу Кейли, сконструировавшему планер с тремя крыльями. Устройство Кейли смогло поднять на высоту в несколько десятков метров десятилетнего мальчика и сразу же устремилось вниз, так как было совершенно неуправляемым.

    Первый управляемый полёт состоялся в 1853 году. Изобретателю Анри Жиффару удалось сконструировать дирижабль с паровым двигателем, который поддавался управлению.

    Однако, история авиации началась в 1876 году, а создателем первого самолёта был российский морской офицер Александр Фёдорович Можайский. Как утверждают специалисты, Можайский имел блестящее инженерное образование и огромный опыт строительства морских судов с паровыми двигателями.

    Можайский начал работать над первым самолётом с изучения аэродинамических характеристик воздушных змеев в Японии. Затем он рассчитал размеры самолёта с достаточной подъёмной силой и постарался максимально эффективно применить знания, полученные во время службы на морском флоте. Он пересчитал тягу гребного винта для воздушного, а вертикальный парус переложил на горизонтальное крыло. Большинство экспертов предполагают, что именно Можайским были заложены основы аэродинамики.

    К сожалению, Александр Фёдорович не смог насладиться славой первого авиатора и умер в нищете, несмотря на высокий военный чин. Построенный им летательный аппарат сумел пролететь несколько метров и упал не выдержав встречного ветра. После первого фиаско Можайский не смог найти средства для разработки и строительства следующего прототипа.

    История создания первого самолета

    Первым летательным аппаратом историки и эксперты со всего мира признание творение Орвилла и Вильбура Райтов, которое 17 декабря 1903 года сумело пролететь более двухсот метров и продержаться в воздухе практически одну минуту.

    Братья Райты не раз подчёркивали, что их успех был бы невозможен без Александра Фёдоровича Можайского. Перед тем как приступить к созданию собственного самолёта Райты досконально изучили чертежи российского военного и сумели понять, что неудача Можайского была связана с невозможностью обеспечить сохранение равновесия. Чтобы решить эту проблему Райты сконструировали систему управления закрепив тросы по трём осям. Использование тросов предоставляла им возможность постоянно контролировать вращательные, поворотные и наклонные движения деталей первого самолёта.

    Благодаря инновационной на то время разработке братьев Райтов самолёт больше не боялся встречного ветра. Кроме того, инженеры заменили паровой двигатель бензиновым.

    История создания пассажирских самолетов «Ил»

    Буквально три года назад Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина отпраздновал своё восьмидесятилетие. Данный комплекс оставил неизгладимый след в истории советской и российской авиации. Конструкторы бюро Ильюшина сконструировали такие самолёты как Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ил-96 и другие.

    За восемьдесят три года работы Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина создал свыше ста двадцати типов самолётов и их модификаций. При этом пассажировместимость каждого самолёта увеличивалась в два раза. Так, Ил-14 мог вместить всего сорок пассажиров, а Ил-96 – четыреста.

    Взаимодействие при обеспечении действий ВВС

    Обеспечение работы того ш иного вида авиации от противодействия воздушного противника может строиться в расчете на собственное обеспечение («самообеспечение»). В этом случае самолеты полагаются лишь на собственное вооружение, на скорость и внезапность и согласованные действия как экипажа самолета, так и группы самолетов. Разведчики, бомбардировщики и др. могут объединяться в довольно значительные боевые группы. Поддерживая друг друга огнем, ведя оборонительный бой с истребителями противника, эти самолеты, идя в группе, выполняют свои прямые функции.

    Самообеспечение может достигаться также применением данным видом авиации или данным соединением самолетов обеспечения. Это самолеты того же типа, но с меньшей нагрузкой и с большим запасом патронов и снарядов для пулеметов и пушек (если они есть). На самолеты обеспечения возлагается задача сопровождения (прикрытия) своих самолетов, идущих в менее маневренных, более крупных строях.

    Самолеты обеспечения окаймляют охраняемых и отражают нападение.

    Большинство операций требует обеспечения специальными самолетами—одноместными, двухместными и многоместными истребителями. Таким обеспечением может быть:

    • 1.     Борьба с истребительной авиацией противника в данном районе (более или менее обширном) для захвата временного тактического господства в воздухе (в интересах той или иной воздушной или наземной операции); это (временное) воздушное господство достигается изгнанием истребительной авиации противника (путем патрулирования, «засад» в воздухе и на земле и т. д.) и ее уничтожением.

    • 2.     Одновременный удар по истребительной авиации противника, вылете в шей или готовой вылететь для противодействия нашей бомбардировочной, штурмовой или разведывательной авиации (в районе объекта бомбометания, разведки или непосредственно над ним), причем удар по истребителям наносится или одновременно с ударом бомбардировщиков, или перед ним (упреждающие действии — выманивание и атака или атака на аэродромах).

    • 3.     Непосредственное сопровождение самолетов истребителями.

    • 4.     Нейтрализация авиации противника к нужному моменту бомбардированием летного поля аэродромов и прекращением полетов с них или одновременно с бомбардированием летного поля и уничтожением материальной части ВВС противника. Этот способ в комбинировании с другими явится одним из наиболее решающих при условии учета и знания воздушной обстановки и действий ВВС противника (слежка, наблюдение).

     

    Основной принцип

    В теории нет ничего сложного в устройстве самолета, благодаря которому тот взлетает в воздух. Главный элемент лайнера – это его двигатели, которые обеспечивают большую тягу, позволяющую разогнать машину до огромных скоростей. Именно за счет большой скорости самолет и взлетает. Итак, два двигателя разгоняют машину на взлетно-посадочной полосе, из-за чего самолет набирает высокую скорость. Затем закрылки на крыльях опускаются вниз. Они воспринимают большую нагрузку встречного воздуха, из-за чего возникает большая подъемная сила, которая и отрывает лайнер от земли.

    То есть, два двигателя разгоняют самолет, закрылки на крыльях позволяют изменить вектор тяги и направить лайнер вверх. Вот так в двух словах можно описать устройство самолета для чайников.

    Перечислите виды авиации.

    Авиация подразделяется на гражданскую,
    государственную и экспериментальную
    авиацию.

    7.
    Какая авиация относится к гражданской
    авиации?

    Авиация,
    используемая в целях обеспечения
    потребностей граждан и экономики,
    относится к гражданской авиации.

    8.
    Какая авиация относится к коммерческой
    гражданской авиации?

    Гражданская авиация, используемая для
    предоставления услуг (по осуществлению
    воздушных перевозок пассажиров, багажа,
    грузов, почты) и (или) выполнения
    авиационных работ, относится к коммерческой
    гражданской авиации.

    9.
    Какая авиация относится к авиации общего
    назначения?

    Гражданская авиация, не используемая
    для осуществления коммерческих воздушных
    перевозок и выполнения авиационных
    работ, относится к авиации общего
    назначения.

    10.
    Кем устанавливается порядок использования
    государственной и экспериментальной
    авиации в коммерческих целях?

    Использование государственной авиации
    в коммерческих целях осуществляется в
    порядке,установленном Правительством Российской
    Федерации.

  • Легкое
    воздушное судно –
    .
    Легкое воздушное судно – воздушное
    судно, максимальный взлетный вес
    которого составляет менее 5700 килограмм,
    в том числе вертолет, максимальный
    взлетный вес которого составляет менее
    3100 килограмм

  • 12. Дать определение сверхлегкое ВС –
    . Сверхлегкое воздушное судно –
    воздушное судно, максимальный взлетный
    вес которого составляет не более 495
    килограмм без учета веса авиационных
    средств спасания.

    13. Дать определение понятию Аэродром
    Аэродром – участок земли или акватория
    с расположенными на нем зданиями,
    сооружениями и оборудованием,
    предназначенный для взлета, посадки,
    руления и стоянки воздушных судов.

    14.
    Дать определение «Посадочной площадки»

    Посадочная площадка – участок земли,
    льда, поверхности сооружения, в том
    числе поверхности плавучего сооружения,
    либо акватория, предназначенные для
    взлета, посадки или для взлета, посадки,
    руления и стоянки воздушных судов.
    Требования
    к посадочной площадке устанавливаются
    федеральными авиационными правилами.

    Подразделение по скорости

    Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

    Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

    На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

    В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

    Читайте также  Авиабилеты из Москвы в Рим от 3 051R

    Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

    Детям о самолетах зачем нужны самолеты

    Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

    После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

    Зачем нужны самолеты по их функциям:

    • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
    • Грузовые самолеты перевозят грузы.
    • Пассажирские самолеты перевозят людей  и их багаж.
    • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
    • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
    • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
    • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
    • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
    • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
    • Экспериментальные самолеты и  самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

    Так кто же был первым

    Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

    Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.

    Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.

    Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.

    Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

    Использование ВВС во взаимодействии друг с другом в различных видах армейских операций

    Во встречной операции. В условиях встречной операции, возможной главным образом в начальный период войны, противники будут находиться в значительном удалении друг от друга. В этот период армия будет нуждаться в возможно более

    полных разведывательных данных и стремиться к нарушению оперативкой мобильности противника. Отсюда задачи авиации распадутся -на разведку и боевые действия по наземным и воздушным объектам. При этом воздушная разведка вынуждена работать на значительной глубине, проникая в зоны, прикрываемые истребителями противника, и взаимодействуя со своей истребительной авиацией.

    Встречному столкновению предшествует сосредоточение определенной группы войск, перебрасываемых по железным дорогам, автотранспортом и походным порядком. Чтобы помешать сосредоточению войск противника, а также для завоевания оперативного превосходства (господства) в воздухе, обеспечивающего свободу действий, используются: 1) бомбардировочная и штурмовая авиация для воздействия по путям движения войск, по аэродромам и другим авиационным объектам; 2) истребительная авиация для прикрытия действий бомбардировочной и штурмовой авиации от воздушных сил противника и для самостоятельных действий по уничтожению самолетов противника в воздухе и на земле.

    Бомбардирование колонн противника на марше, на переправах и в районах отдыха, а также станций выгрузки и снабжения потребует тесного взаимодействия бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

     

    В наступательной операции. В наступательной операции основными задачами ВВС армии являются:

    • а)     завоевание оперативного или тактического господства в воздухе;

    • б)     разведка железных дорог и грунтовых путей, выходящих к фронту действия армии, для обнаружения подхода подкреплений;

    • в)     выполнение авиационной подготовки прорыва оборонительной полосы;

    • г)     содействие вводу в прорыв подвижных групп;

    • д)     препятствие подходу подкреплений и подвозу запасов;

    • е)     дезорганизация тыла противника и его управления;

    • ж)     уничтожение его резервов и технических средств борьбы;

    • з)     борьба с авиадесантами;

    • и)     борьба с рейдирующими в своем тылу частями и конницей противника.

     

    Все эти задачи в основном требуют взаимодействия разведывательной, бомбардировочной, истребительной и штурмовой авиации.

     

    В оборонительной операции. В оборонительной операции командование армии, как правило, будет иметь более ограничение ВВС, чем наступающий. В состав их обычно включаются истребительные и штурмовые авиационные соединения, а если возможно, то и легкобомбардировочные.

     

    Взаимодействие авиации в данной операции будет иметь место:

    • а)     при прикрытии истребительной авиацией своих разведывательных самолетов, ведущих разведку, наблюдение поля боя и контроль артиллерийского огня;

    • б)     при совместных нападениях легкобомбардировочной, штурмовой, истребительной, а иногда и разведывательной авиации на аэродромы противника для завоевания тактического господства в воздухе;

    • в)     при совместных действиях против противника, прорвавшего фронт, или при высадке воздушного десанта противника в тылу войск.

     

    Физкультминутки Самолет

    Физкультминутку можно выполнить в любое время, когда Вы увидите, что ребенку нужен отдых. Выбирайте из этой подборки о самолетах ту физкультминутку, которая больше понравится Вам и Вашим малышам!

    Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»

    Мы летим над облаками. (Руки в стороны) Машем папе, машем маме. (По очереди машем обеими руками)

    Видим, как течет река, (Показываем руками волнообразное движение) Видим лодке рыбака. (Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

    Осторожнее: гора! (Наклон влево — право) Приземляться нам пора!

    (Присесть на одно колено, руки в стороны)

    Физкультминутка «Самолеты загудели»

    Дети на первую строчку делают вращательные движения руками перед грудью. На вторую строчку дети выпрямляют руки в стороны как крылья у самолета и «летят» (бег по кругу). На третью строчку — приседают. На четвертую снова летят.

    Самолеты загудели, Самолеты полетели, На поляне тихо сели, Да и снова полетели.

    Физкультминутка «Полетел наш самолет»

    Полетели, полетели, Мы руками завертели. (Дети вращают руками перед грудью)

    Руки в стороны – в полет Отправляем самолет, (Дети разводят прямые руки в стороны)

    Правое крыло вперед, (Поворот туловища вправо  с заведением правой руки вперед) Левое крыло вперед. (Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед). Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.

    (Бег по кругу с разведенными в стороны прямыми руками)

    Физкультминутка «Появился самолет»

    Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.)

    Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.) Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.) Раз и два, раз и два! Раз и два, раз и два!

    Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. (Руки в стороны, повороты влево-вправо.) Раз и два, раз и два! Раз и два, раз и два!

    Мы опустим руки вниз, На места скорей садись! (Дети опускают руки вниз и садятся на свои места)

    Музыкальная песня — физкультминутка «Смотрите, в небе самолет»

    Смотрите, в небе самолет, А в самолете том пилот. Штурвалом ловко управляет И между облаков летает.

    Под самолетом — то гора, То лес дремучий, то нора, То в небо дивится народ, То зайцы водят хоровод (Автор — Александр Естафеев)

    Какие движения делаются под эту песню Вы увидите в видео ниже. Сначала песня поется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

    Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»

    Жу-жу- жу, жу-жу-жу, Я моторчик завожу. (Вращательные движения руками перед грудью). Расправил крылья самолет, Мы отправляемся в полет У-у-у-ууууу, Мы летим в Москвууууу! (Руки в стороны, бег на носочках) Прилетели.

    Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»

    Мы сегодня самолеты, (Дети сидят и делают руками вращательные движения — «заводят мотор») Мы не дети, мы пилоты. (Хлопки в ладоши). Руки – нос, и руки – крылья ( прикоснуться пальцем к носу, а затем выпрямить руки в сторону как крылья) Полетела эскадрилья. (бег, руки в стороны).

    История авиации

    Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.

    Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

    Зарисовки летательного аппарата Кейли

    В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.

    Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.

    Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.

    Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

    Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

    Органы управления и сигнализации

    Комплекс бортового оборудования, командные и исполнительные устройства самолёта называют органами управления. Команды подаются из пилотной кабины, а выполняются элементами плоскости крыла, оперением хвоста. На разных типах самолётов используются различные типы систем управления: ручная, полуавтоматическая и полностью автоматизированная.

    Органы управления, независимо от типа системы управления, разделяют следующим образом:

  • Основное управление, включающее в себя действия, отвечающие за регулировку лётных режимов, восстановление продольного баланса самолёта в заранее заданных параметров, они включают:
    • рычаги, непосредственно управляемые пилотом (штурвал, рули высоты, горизонта, командные панели);
    • коммуникации для соединения управляющих рычагов с элементами исполнительных механизмов;
    • непосредственные исполняющие устройства (элероны, стабилизаторы, сполерные системы, закрылки, предкрылки).
  • Дополнительное управление, используемое при взлётном или посадочном режимах.
  • При применении ручного или полуавтоматического управления воздушным судном пилота можно считать неотъемлемой частью системы. Только он может проводить сбор и анализ информации о положении самолёта, нагрузочных показателях, соответствии направления полёта с плановыми данными, принимать соответствующее обстановке решение.

    Для получения объективной информации о лётной обстановке, состоянии узлов самолёта пилот использует группы приборов, назовем основные:

  • Пилотажные и используемые для навигационных целей. Определяют координаты, горизонтальное и вертикальное положение, скорость, линейные отклонения. Контролируют угол атаки по отношению к встречному потоку воздуха, работу гироскопических устройств и многие не менее значимые параметры полёта. На современных моделях самолётов объединены в единый пилотажно-навигационный комплекс;
  • Для контроля работы силового агрегата. Обеспечивают пилота информацией о температуре и давлении масла и авиационного топлива, расход рабочей смеси, количество оборотов коленчатых валов, вибрационный показатель (тахометры, датчики, термометры и подобное);
  • Для наблюдения за функционированием дополнительного оборудования и авиационных систем. Включают в себя комплекс измерительных приборов, элементы которого размещены практически во всех конструктивных частях самолёта (манометры, указателя расходования воздуха, перепада давления в герметических закрытых кабинах, положения закрылков, стабилизирующих устройств и тому подобное);
  • Для оценки состояния окружающей атмосферы. Основными измеряемыми параметрами являются температура наружного воздуха, состояние атмосферного давления, влажность, скоростные показатели перемещения воздушных масс. Используются специальные барометры и другие адаптированные измерительные приборы.
  • Важно! Измерительные приборы, используемые для мониторинга состояния машины и внешней среды, специально разработаны и адаптированы для сложных условий эксплуатации. .

    Какие бывают самолеты

    Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками

    С чего всё начиналось, или зачем  лететь на самолете на Остров Пальм?

    Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил  птиц, рыб, зверей.  В городе его все звали уважительно – Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии —  Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

    Читайте также  Сколько лететь из Москвы в Пермь

    Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару . «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. – «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю – видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович  открыл письмо и узнал почерк своего старого друга : «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели,  нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять  с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

    «Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович – Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

    Лётное поле

    Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он  поле для футболистов – оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в  хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал – оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь – «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (пшеничное поле).

    Но на таком поле он никогда еще не бывал.  На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

    Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему?  Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

    Кто такой механик  (техник)?

    Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар.   Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?»

    —  «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец.  – Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны.  Мою профессию также называют «техник». На этом самолетике долететь на остров Пальм,  конечно,  можно». — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет,  который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

    Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная

    Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха

    Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе – МиГ-31.

    Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.

    Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.

    И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, – транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный “Русланом”, – Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации – перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.

    Видео для детей о самолетах

    В этом видео дети узнают о необычных самолетах — гидросамолетах, самолетах — амфибиях. Видео будет интересно детям школьного возраста и взрослым. Это видео моего любимого телеканала «Радость моя».

    И еще одно видео этого же телеканала для детей — видео о самолетах — гигантах и о том, что такое авиамоделирование.

     Еще о самолетах для детей:

    — Загадки про самолет: 34 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Виды загадок. Как сочинить загадку о самолете вместе с ребенком.

    Об авторах статьи:

    Эту статью мы подготовили специально для мальчишек сайта «Родная тропинка» как подарок к празднику 23 февраля совместно с моим мужем.

    Познавательную сказку для детей о самолетах и их видах и презентацию  создал для детей мой муж Андрей — авиаконструктор по профессии. А я — автор этого сайта — разработала игры и задания для детей по теме «Детям о самолетах». Мы включили в материалы статьи только ту информацию о самолетах, которую ребенок может использовать в своих играх о путешествиях, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, изображая в них разные виды самолетов.

    Мы старались учесть главное требование к познавательной сказке для ребенка — чтобы он сам активно участвовал в ней, задавал вопросы, сравнивал, анализировал, обсуждал, делал выводы, доказывал, а не просто запоминал. И я очень надеюсь, что нам это удалось! Будем благодарны за Ваши комментарии к этой статье.

    До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас» на «Родной тропинке»!

    Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    “Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей” . Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

    Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

    История развития реактивных самолетов

    Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

    Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

    • неправильный выбор конструкции двигателя;
    • большой расход горючего;
    • частая потребность в дозаправке.

    Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

    Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

    Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

    Первый реактивный самолет

    Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

    Дидактическая игра Самолеты

    Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 1. Для детей старшего дошкольного возраста. Устройте четыре летных поля: для пассажирских самолетов, для грузовых самолетов, для военных самолетов и для спортивно — тренировочных и учебных самолетов.

    Попросите детей отгадать, зачем нужен самолет, изображенный на картинке.

    Ребенку нужно разложить картинки самолетов по группам в соответствии с назначением самолета, отправив каждый самолет на подходящее ему летное поле и объяснив, почему он считает, что это грузовой самолет или что это пассажирский самолет.

    Картинки для этой игры Вы найдете в статье

    Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 2.  Игра для малышей. Цель игры — развитие слухового внимания. Предложите ребенку отгадать, высоко или низко летит самолет. Если Вы гудите высоким голосом, то самолет летит высоко, если низким — то низко.

    Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 3. Игра для детей младшего дошкольного возраста. 

    Выложите перед ребенком 4 — 8 прямоугольников разного размера  (для самых маленьких возьмите четыре фигуры, для детей постарше — шесть или восемь фигур) — это лётные поля (аэродромы). Они должны быть выложены перед малышом как сериационный ряд — то есть от самого маленького к самому большому.

    Разложите вперемешку силуэты самолетиков разной величины. Количество самолетиков должно соответствовать количеству прямоугольников.

    Задача ребенка — выложить самолетики в сериационный ряд по величине (от самого маленького к самому большому) и подобрать каждому самолету подходящее для него «летное поле». Т.е. расставить самолеты на «аэродромы» в соответствии с их величиной.

    Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 4. Для самых маленьких.

    Детям с 2-3 лет можно дать картинки самолетов, разрезанные на части. Используйте для этого картинки из первого варианта игры «Самолеты». Для самых маленьких мы делим картинку на 2 равные части, затем — на 3- 4 части. Для более старших детей можно делить картинку ломаными линиями на большее количество частей.

    Дидактическая игра «Самолет летит». Для детей старшего дошкольного возраста

    Игра развивает умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию взора, развивает способность к сведению и разведению зрительных осей глаз ребенка.

    Первый вариант.

    Вам понадобится  взлетно — посадочная полоса со стрелками. Нарисуйте «взлетно — посадочную полосу» для самолета — вертикальный прямоугольник. Разделите его вертикальной чертой на две части. На правой части взлетной полосы нарисуйте стрелку вверх, на левой — стрелку вниз.

    Ход игры. Предложите ребенку повторять движение самолета взглядом, ориентируясь на стрелки на взлетно — посадочной полосе. Наш самолет движется по взлетно — посадочной полосе вперед (скользим взглядом по правой стороне прямоугольника вверх до конца полосы). Самолет поворачивает налево, делает разворот и разворачивается обратно. И следует по левой стороне полосы по стрелке (сверху вниз). Снова разворот и движемся вперед. А теперь постараемся сделать эти движения взглядом быстрее.

    Второй вариант

    Вам понадобится квадрат 4 х 4 клетки. Нарисуйте такой квадрат на листе бумаги. Клетки должны быть очень крупными. В дальнейшем Вы сможете увеличить количество клеток в квадрате, чтобы давать более сложные задания ребенку.

    Сделайте два одинаковых квадрата — один Вы дадите ребенку, а другой будет у Вас в руках.

    Поставьте в одной из клеток точку. В ней находится самолет.

    Ход игры. Вы диктуете маршрут самолета, передвигая одновременно фишку по клеткам своего поля, а ребенок прослеживает его взглядом. Нужно не сойти с маршрута.  Сначала маршрут составляет 3-4 хода. Например: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Доложите, где находится самолет?». Сравнивается место на Вашей «карте» полета и то, что получилось у ребенка.

    Если ребенку трудно следить взглядом или он пока еще не очень легко ориентируется в пространстве, то на первых порах можно делать движения с фишкой. И лишь потом делать их в умственном плане и отслеживать взглядом.

    Транспортники

    Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

    Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

    Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность – 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность – 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов “Буран”, но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

    В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

    Порядок подчинения крупных групп ВВС, состоящих из нескольких соединений различных видов авиации

    Боевая авиация, как правило, используется централизованно, находясь в руках армейского, главного командования.

    В распоряжении командования армии, как правило, будет находиться часть легкой армейской авиации, состоящей из легкобомбардировочных, штурмовых и истребительных соединений (частей) и разведывательных частей. Особенно большого насыщения авиационными соединениями следует ожидать в армиях, предназначенных к ударным действиям.

    Непосредственное определение сил, (необходимых для выполнения различного рода задач, поставленных командованием армии, лежит на начальнике ВВС армии; выбор способа и средств выполнения задачи предоставляется командирам авиационных соединений.

    Читайте также  На каком топливе летают самолеты

     

    Сухой Суперджет-100

    Полное название самолета – Sukhoi Superjet 100 (в русском варианте – “Сухой Суперджет-100”). В обозначении Международной организации гражданской авиации – Su9, Был разработан корпорацией “Гражданские самолеты Сухого” при помощи иностранных коллег. Производитель – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ). Программа разработки обошлась в 44 млрд рублей. Стоимость одной машины “Сухой Суперджет-100” – около 28 млн долларов.

    На июнь 2017 года пассажирских самолетов Su9, фото которых вы видите в статье, произведено 139 (из них 136 летных). И это за период 2008-2017 гг. Из них:

    • 98 успешно летают;
    • 112 переданы заказчикам.

    На сегодня Sukhoi Superjet 100 можно увидеть в рейсах и авиапарках нескольких российских и зарубежных авиакомпаний:

    • В России: “Аэрофлот”, “Якутия”, “Россия”, “Газпром-авиа”, “Ямал”, “Азимут”, “ИрАэро”, “РусДжет”, в авиапарке МВД и МЧС страны.
    • В Казахстане: пограничная служба системы национальной безопасности страны.
    • В Ирландии: CityJet.
    • В Мексике: Interjet.
    • В Таиланде: Королевские ВВС страны.

    За всю историю эксплуатации пассажирских самолетов Su9 с их участием произошло три аварии:

    • 2012 год: врезался в гору во время показательного полета близ Джакарты. Погибло 45 человек.
    • 2013 год: в Кефлавике во время испытаний при посадке не вышло шасси. Жертв нет.
    • 2015 год: поврежден при буксировке в международном аэропорту Мехико. Обошлось без жертв.

    Армейская и истребительная авиации

    Для того чтобы вести лидирующую ступень в воздушном пространстве, ее нужно сначала занять, этим занимается истребительная авиация. Она борется за превосходство путем уничтожения воздушных судов противника, уходя в тактическую глубину. Вести воздушный бой нелегко, поэтому пилоты выполняют такие маневры на истребителях, самые известные из которых – МиГ-29 и Су-27.

    Армейская или войсковая авиация – вид авиации ВВС, напрямую подчиняющийся сухопутным войскам РФ. С помощью нее совершается десантирование военных, проводится разведка и поддерживаются боевым огнем сухопутные войска. Подразделяется на штурмовую, транспортную, специального назначения и разведывательную. Плюсом является то, что помимо самолетов армейцы располагают и вертолетами, например Ми-24, Ка-52, Ми-28.

    Перечислите элементы структуры воздушного пространства.

    Структура воздушного пространства
    включает в себя зоны, районы и маршруты
    обслуживания воздушного движения
    (воздушные трассы, местные воздушные
    линии и тому подобное), районы аэродромов
    и аэроузлов, специальные зоны и маршруты
    полетов воздушных судов, запретные
    зоны,опасные
    зоны(районы полигонов, взрывных
    работ и тому подобное),зоны
    ограниченийполетов воздушных
    судов и другие установленные для
    осуществления деятельности в воздушном
    пространстве элементы структуры
    воздушного пространства. Структура
    воздушного пространства утверждается
    в порядке, установленном Правительством
    Российской Федерации.

    Появление первых планеров

    В начале XIX столетия появились первые безмоторные планеры. Подражая птицам, изобретатели придавали своим творениям похожую форму. Однако первые летательные аппараты не смогли закрепиться в использовании, поскольку желание поднять ввысь невероятные для того времени изобретения не увенчалось удачей.

    Их сталкивали с обрыва, скатывали с холмов, разгоняли с помощью лошадей, но, как ни старались создатели, им не удалось стать авторами первого реализованного проекта в истории воздушного дела, которое позже приобрело название «авиация».

    История помнит в 1857 году первого моряка Жана-Мари Лез Бри, которому удалось поднять планер в небо, преодолев 100-метровую высоту. «Альбатросу» (так он назвал своё техническое чудо), зависящему от направления ветра и плотности воздушных масс, довелось пролететь около 200 метров.

    Пассажирские самолеты

    Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров.

    Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году.

    Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3, совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2.

    Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации – Boeing и Airbus.

    Фронтовая авиация

    Данный вид военной авиации создан для выполнения задач по боевым вылетам, а также для участия в операциях, выполняемых сухопутными войсками и Военно-воздушными силами РФ. Виды фронтовой авиации (рода): штурмовая, истребительная, разведывательная, бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, вспомогательная.

    Впервые понятие фронтовой авиации появилось в Первую мировую войну, а после образования Советского Союза определились отдельные авиационные отряды, которые объединялись в окружные. К началу Второй мировой фронтовая авиация уже состояла из дивизий: бомбардировочных, разведывательных и так далее. Сейчас данный вид имеет на вооружении самолеты со сверхзвуковыми двигателями, снабженные пушечным оружием, ракетными установками и бомбардировочным снаряжением. Также все самолеты оборудованы радиолокацией.

    Фронтовую авиацию еще называют тактической из-за ее способности выполнять задания при абсолютно любых погодных условиях, уничтожать на дальних расстояниях цели, обладающие сверхзвуковыми возможностями. В функции фронтовой авиации включаются и прикрытие войск, содействие сухопутным войскам в виде нанесения авиаударов по противнику, как подвижным объектам, так и военным недвижимым, и осуществление разведывательных вылетов. Разведка осуществляется на Су-24МР.

    В мире

    Для того чтобы подняться в небо необходимо знать теоретические основы. Именно их и разработал британец Джордж Кейли (1773 – 1857). Ученый всю свою жизнь посвятил основам аэродинамики, чтобы получить ответ на вопрос: как покорить воздушное пространство? Его труды дали плоды, и в начале 19 века свет увидел научную статью « О воздушной навигации». Кейли первый в истории построил воздушный транспорт в натуральную величину, который совершал полеты на небольшие расстояния. Им же был спроецирован дирижабль, а благодаря К.Э. Циолковскому, приобрел металлический корпус. Однако, несмотря на эксклюзивные идеи Кейли, популярность его работы приобрели лишь в 30-е годы 20 века.

    Самолет Энтони Фоккера «Спин» 1910 года

    Сын кофейного плантатора Хермана Фоккера, Энтони Фоккер, точно не собирался возглавлять плантацию после смерти отца. Еще в детстве Энтони увлекался техникой, собирая модели поездов с миниатюрными двигателями. Однако, поезда не стали его судьбой. В 1908-ом произошло главное событие в жизни Фоккера – показательный полет Уилбура Райта.  С этого времени молодой изобретатель начинает работу над проектом собственного самолета, и в 1910-ом в небо взлетает первый «de Spin». Полет оказался недолгим, так как Энтони врезался на нем в дерево. Но это было только начало. Молодой голландский ученый в 1911 г. основал собственную компанию, которую назвал Fokker Aeroplanbau, а в 1915 году появляется первый самолет-истребитель, благодаря которому Германия перевернула ход первой мировой войны. Таким образом, Фоккер стал первопроходцем в области производства истребителей, а его компания просуществовала вплоть до 1996-го.

    Технические характеристики самолета «Спин»

    Размах крыла, м   8.53
    Длина, м   6.76
    Высота, м   2.89
    Площадь крыла, м2   14.40
    Тип двигателя   1 ПД Oberursel U.0
    Мощность, л.с.   1 х 80
    Максимальная скорость, км/ч   132

    В России. Самолет Можайского

    «Воздухолетательный снаряд» появился на территории России благодаря офицеру дальнего плаванья Александру Федоровичу Можайскому. Все началось в 1876-ом с показательных полетов маленькой лодочки с крыльями, которая легко помещалась на стол. Петербургская публика пришла в восторг от увиденного, а спустя несколько дней в газете «Кронштадтский вестник» появилась статья о невероятном сооружении.

    Изобретением Можайского заинтересовался Дмитрий Иванович Менделеев, который к тому времени уже был известен во всем мире. Именно он стал главным единомышленником Александра Федоровича, и убедил комиссию Главного инженерного управления выделить средства на проведение опытов. Однако скептическое отношение к изобретением подобного рода в России, со стороны военного ведомства не дало своевременно закончить строительство самолета. Комиссия  прекращает спонсорство и Можайский, дабы обезопаситься от чужих посягательств на свое изобретение, получает патент в 1880 году и материальную помощь от мануфактур.

    В период с 1881 по 1886 начинаются испытания летательного аппарата. Исторических документов, описывающие проведенные опыты, нет, но имеются заметки в журналах, откуда следует, что все попытки заканчивались недолгим удержанием человека в воздухе. Будь у Александра Федоровича чуть больше времени, возможно, самолеты, которые мы видим сейчас, появились бы раньше. Однако смерть прервала изыскательскую деятельность авиаконструктора в 1890-ом.

    Силовые установки

    Двигатель является важнейшим элементом в конструкции самолета, ведь без него воздушное судно не сможет даже взлететь. Первые самолеты летали совсем недолго и могли вмещать всего лишь одного пилота. Причина тому проста – маломощные моторы, не позволяющие развить достаточную тяговую силу. Чтобы самолеты научились перевозить сотни пассажиров и неподъемные грузы, конструкторам всего мира пришлось немало потрудиться.

    За всю эволюцию «железных птиц» было использовано немало типов моторов:

  • Паровые. Принцип работы таких двигателей основан на превращении энергии пара в движение, которое передается на винт самолета. Так как паровые моторы имели низкий коэффициент полезного действия, они использовались авиационной промышленностью совсем недолго.
  • Поршневые. Это стандартные моторы внутреннего сгорания, по конструкции напоминающие двигатели автомобилей. Принцип их работы заключается в передаче тепловой энергии в механическую. Простота в изготовлении и доступность материалов обуславливают использование таких силовых установок на некоторых моделях самолетов до настоящего времени. Несмотря на небольшой КПД (около 55%), эти моторы пользуются определенной популярностью благодаря своей неприхотливости и надежности.
  • Реактивные. Такие моторы преобразуют энергию интенсивного сгорания топлива в тягу, необходимую для полета. На сегодняшний день используются в строительстве самолетов наиболее широко.
  • Газотурбинные. Принцип работы этих двигателей основан на пограничном нагреве и сжатии газа сгорания топлива, направленного на вращение турбины. Они используются преимущественно в военных типах самолетов.
  • Турбовинтовые. Это один из подвидов газотурбинных моторов. Отличие состоит в том, что энергия, полученная при работе, преобразуется в приводную и вращает винт самолета. Незначительная часть энергии идет на формирование толкающей реактивной струи. Такие моторы применяют главным образом в гражданской авиации.
  • Турбовентиляторные. В этих двигателях реализовано нагнетание дополнительного воздуха, необходимого для полного сгорания горючего, благодаря чему удается достичь максимальной эффективности и экологической благоприятности силовой установки. Моторы такого типа широко применяются в строительстве крупных авиалайнеров.
  • Мы с вами познакомились с основными типами авиационных двигателей. Список моторов, которые авиаконструкторы когда-либо пытались установить на воздушные суда, рассмотренным перечнем не ограничивается. В разные времена предпринималась масса попыток по созданию всяческих инновационных силовых агрегатов. К примеру, в прошлом веке велись серьезные работы по созданию атомных авиационных моторов, которые не прижились из-за высокой экологической опасности, в случае крушения самолета.

    Обычно двигатель устанавливается на крыло или фюзеляж самолета посредством пилона, через который к нему подводятся приводы, топливные трубки и прочее. В таком случае мотор облачают в защитную мотогондолу. Существуют также самолеты, в которых силовая установка находится непосредственно внутри фюзеляжа. На воздушных судах может быть от одного (Ан-2) до восьми (В-52) двигателей.

    Дальняя

    Назначение стратегической авиации (дальней) – в уничтожении объектов противника, в том числе и летательных, непосредственно в тылу боевых действий. Помимо этого, дальняя авиация выполняет разведывательную функцию и другие специальные задания. Основным представителем самолетного парка является Ту-160.

    Первым бомбардировщиком стал знаменитый “Илья Муромец”, созданный в 1914 году, еще при царской России, тогда же была создана первая специальная эскадра тяжелых бомбардировщиков. А во время Второй мировой войны произошла одна интересная история, связанная с советским бомбардировщиком дальней авиации Пе-2. Тогда, в 1942 году, он успешно перевез в обе стороны наркома иностранных дел Молотова, который сумел добиться союзных “рукопожатий” с США и Великобританией.

    Товарищ Молотов вспоминал, что на момент нахождения в самолете одетый так же, как и остальной экипаж – в унты, комбинезон на меху и шлем, он перестал себя ощущать вторым человеком СССР после генерального секретаря Сталина. Немецкая разведка, кстати, узнала об этом случае только через несколько дней, когда уже невозможно было помешать переговорам. Таким образом, Пе-2 прозвали “дипломатический бомбардировщик”.

    VIP-авиация

    За границей такой вид давно уже занял лидирующие позиции и обладает высокой подачей сервиса. В России он определяется как деловой и только начал набирать скорость в своем развитии. К этой же категории относят и бизнес-авиацию. Обычно под таким видом понимают использование малогабаритных самолетов в частном порядке.

    Самым популярным бортом на данный момент остается Gulfstream G500. Такие воздушные суда чаще всего находятся в частном владении одного хозяина либо снимаются в аренду у определенных компаний, занимающихся предоставлением исключительно VIP-сервиса. Самолет заказывается с персоналом в виде пилотирующего состава и обслуживающего проводника. Все нюансы обговариваются непосредственно с заказчиком (включая обстановку салона).